Адмирал Эдуард Дмитриевич Балтин прослужил 27 лет на подводных лодках, из них 14 лет на атомоходах в Заполярье. Герой Советского Союза. Командовал всеми новейшими подводными ракетоносцами. Был командующим Краснознаменной флотилией атомных подлодок на Тихоокеанском флоте. Последнее место службы - командующий Черноморским флотом.
- Не могу больше слушать вранье и дилетантские рассуждения об этой катастрофе, - сказал вчера адмирал в интервью корреспонденту КП . - Я командовал в свое время 41-й дивизией подводных ракетоносцев Северного флота, прекрасно знаю район Гремихи, где лежит сейчас Курск . По моему убеждению, единственная реальная версия - лодку протаранил сухогруз. Именно в этом месте лежит рекомендованный курс гражданского судоходства Мурманск - Диксон.
Как это могло произойти?
- Лодка всплывала на сеанс связи. На Курске отличный гидроакустический комплекс, его наибольшая эффективность достигается в глубоководных океанских районах. Но на малых глубинах в условиях Баренцева моря он не так эффективен в обнаружении надводных целей. В технические детали вдаваться не буду.
Иными словами, гидроакустик мог не обнаружить приближающееся надводное судно?
- Да, именно так. Он доложил командиру лодки: горизонт чист. Командир уверенно начал всплывать на перископную глубину. Через несколько минут последовал таранный удар силой 110 тысяч тонн.
От такого удара пошел бы ко дну и сухогруз...
- В том районе ходят суда класса УЛ (усиленной ледовой конструкции) с так называемой бульбой в носовой части - чтобы пробиваться через льды без сопровождения ледокола. Удар, катастрофический для подлодки, не смертелен для такого судна. Оно вполне может продолжить плавание. Лет пятнадцать назад в этом же районе произошло абсолютно такое же столкновение сухогруза с подводным ракетоносцем К-475. Тоже на всплытии! Один в один!
Как могло оказаться гражданское судно в районе учений? Ведь оно оцеплено, доступ туда закрыт?
- Ракетных стрельб на этих учениях не было. И район не был закрыт.
Что происходит в результате тарана с Курском?
- Он получает огромную пробоину в носовой части. Далее, по касательной, сухогруз задевает и ходовую рубку Курска - на телесъемке видны повреждения, но они незначительны. А сама лодка падает вниз. И через 10 - 20 секунд ударяется о грунт. В первые же 30 секунд срабатывают аварийные защиты турбогенераторов и ядерного реактора. Закорачиваются аккумуляторные батареи. Лодка обесточивается. Вода заполняет первый и второй отсеки.
Могут ли быть жертвы на борту?
- Я бы очень хотел ошибиться... На всплытии каждый член экипажа находится на своем боевому посту. Те, кто был в первом и втором отсеках, погибли сразу или вскоре после столкновения.
На сколько хватит кислорода живым?
- Это не самая большая проблема. Кислорода хватит еще минимум на несколько суток. Главное - низкая температура в отсеках, не более плюс четырех градусов. Пугает и другое: спасательные работы в их нынешнем виде неэффективны.
Что предложили бы вы?
- Два опытнейших водолаза должны опуститься на борт лодки и вручную направлять посадку спасательного снаряда на комингс-площадку кормового люка. Это опасно, но это реальный вариант. И он - единственный.
Вчера в штабе ВМФ родилась идея поставить лодку на попа с помощью понтонов: ведь ее длина больше 150 метров, а глубина моря всего лишь 107...
- Лодка врезалась в грунт, под ее корпусом нужно промыть специальные тоннели... При хорошей погоде на всю операцию уйдет три месяца.
Вы можете как-то оценить действия командования Северного флота?
- Я не пойму, зачем они погнали Курск на мелководье...
Если ваша версия верна, почему же до сих пор нигде не засветился сухогруз?
- Его капитану грозит минимум восемь лет тюрьмы. Он не обеспечил надлежащее надводное наблюдение. Он будет молчать.
А экипаж?
- Будет молчать даже под пытками. Искать сухогруз надо в Архангельске или Диксоне.
`Комсомольская правда` 17.08.2000
http://nvolgatrade.ru/