Эксклюзив
Щемелинин Константин Сергеевич
30 ноября 2016
2919

«Адмирал Кузнецов» — билет России в элитный клуб сильнейших военно-морских держав мира

Интервью с Константином Щемелининым
Main sh

1. Константин, в последние дни было очень много разговоров о проблемах, которые якобы возникли у «Адмирала Кузнецова». Насколько это соответствует действительности?

Скорее всего, это правда. Нужно понимать, что задача этого авианосца — именно выявление всех проблем палубной авиации: технических, военных, экономических, морских и так далее. Поэтому тот факт, что у единственного российского авианосца есть какие-либо проблемы, — это ожидаемо и приемлемо.

2. Нужна ли палубная авиация России?

Неизвестно. Именно поэтому СССР не строил атомных авианосцев, а строил атомные подводные лодки. По сложности и цене 2-3 ядерных субмарины примерно равны одному ядерному авианосцу, а у Советского Союза были десятки атомных подводных лодок, то есть несколько больших атомных авианосцев у СССР вполне могли бы быть.

Развитие военно-морской мощи СССР в 1970-х годах привело к мысли о том, что ВМФ неплохо бы иметь собственные авианосцы, но прямо-таки острой необходимости не было. Проекты вроде «Адмирала Кузнецова» — это во многом попытка посмотреть на авианосцы «в деле». Желание быстро получить нечто вроде авианосца, чтобы «попробовать его в деле», вылилось в покупку у Франции двух вертолетоносцев типа «Мистраль», которых, как все уже поняли, в России не будет.

3. Что можно сказать о нашей морской авиации в сравнении с морской авиацией США?

Для США авианосный флот — один из столпов глобального военного доминирования в мире, поэтому США эксплуатируют авианосцы еще со времен Второй мировой войны. Для современной России авианосец — это не особо нужная роскошь. Если бы у РФ была надобность, но наверняка были бы построены 3-5 крупных авианосцев вроде американского «Нимица». Но такой надобности нет. Вот, например, ситуация в Сирии: на сухопутной базе в Хмеймиме может базироваться самолетов больше, чем на «Адмирале Кузнецове», то есть дипломатические усилия позволяют России размещать свою авиацию в необходимых точках мира, и наличие палубной авиации для ВМФ не критично.

4. Какие задачи поставлены перед «Адмиралом Кузнецовым» в Сирии?

Главных задач две. Первая — испытание авианосной ударной группы в реальном бою. Вторая задача — поднятие престижа русского оружия. Например, из видеороликов МО РФ граждане России могут увидеть, что у страны есть палубная авиация, которая способна выполнять военные задачи прямо в море. Это хорошо.

Наличие авианосца — как билет в элитный клуб, очень элитный клуб сильнейших военно-морских стран мира.

5. Насколько будет ценен опыт, который Россия приобретет по итогам использования авианесущего крейсера в военно-боевой операции в Сирии?

Это бесценный опыт, но он будет скрыт завесой военной тайны. Первое боевое применение палубной авиации в истории современной России! Хотя некоторые моменты не могут не радовать, например, очистка палубы. В США палубу от грязи, копоти, наледи и прочего чистят вручную, для чего нужны люди, пресная вода, ветошь, швабры и прочее. На «Адмирале Кузнецове» для этой цели используется трактор с авиационной турбиной — мощная струя горячего воздуха прекрасно и быстро чистит огромную палубу авианосца.

Надо понимать, что авианосец — это очень и очень дорого, плюс к тому же очень и очень сложно; поэтому в ближайшие лет 10-20 второй полноценный авианосец у России вряд ли появится. Надо гордиться тем, что у РФ есть сейчас. А сейчас у страны есть мощный, средний по размерам авианосец!


Интервью брал главный редактор Новорус.инфо Андрей Сурков 
Центральное информационное агентство Новороссии 
Novorus.info

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован