1. Константин, в последние дни было очень много разговоров о проблемах, которые якобы возникли у «Адмирала Кузнецова». Насколько это соответствует действительности?
Скорее всего, это правда. Нужно понимать, что задача этого авианосца — именно выявление всех проблем палубной авиации: технических, военных, экономических, морских и так далее. Поэтому тот факт, что у единственного российского авианосца есть какие-либо проблемы, — это ожидаемо и приемлемо.
2. Нужна ли палубная авиация России?
Неизвестно. Именно поэтому СССР не строил атомных авианосцев, а строил атомные подводные лодки. По сложности и цене 2-3 ядерных субмарины примерно равны одному ядерному авианосцу, а у Советского Союза были десятки атомных подводных лодок, то есть несколько больших атомных авианосцев у СССР вполне могли бы быть.
Развитие военно-морской мощи СССР в 1970-х годах привело к мысли о том, что ВМФ неплохо бы иметь собственные авианосцы, но прямо-таки острой необходимости не было. Проекты вроде «Адмирала Кузнецова» — это во многом попытка посмотреть на авианосцы «в деле». Желание быстро получить нечто вроде авианосца, чтобы «попробовать его в деле», вылилось в покупку у Франции двух вертолетоносцев типа «Мистраль», которых, как все уже поняли, в России не будет.
3. Что можно сказать о нашей морской авиации в сравнении с морской авиацией США?
Для США авианосный флот — один из столпов глобального военного доминирования в мире, поэтому США эксплуатируют авианосцы еще со времен Второй мировой войны. Для современной России авианосец — это не особо нужная роскошь. Если бы у РФ была надобность, но наверняка были бы построены 3-5 крупных авианосцев вроде американского «Нимица». Но такой надобности нет. Вот, например, ситуация в Сирии: на сухопутной базе в Хмеймиме может базироваться самолетов больше, чем на «Адмирале Кузнецове», то есть дипломатические усилия позволяют России размещать свою авиацию в необходимых точках мира, и наличие палубной авиации для ВМФ не критично.
4. Какие задачи поставлены перед «Адмиралом Кузнецовым» в Сирии?
Главных задач две. Первая — испытание авианосной ударной группы в реальном бою. Вторая задача — поднятие престижа русского оружия. Например, из видеороликов МО РФ граждане России могут увидеть, что у страны есть палубная авиация, которая способна выполнять военные задачи прямо в море. Это хорошо.
Наличие авианосца — как билет в элитный клуб, очень элитный клуб сильнейших военно-морских стран мира.
5. Насколько будет ценен опыт, который Россия приобретет по итогам использования авианесущего крейсера в военно-боевой операции в Сирии?
Это бесценный опыт, но он будет скрыт завесой военной тайны. Первое боевое применение палубной авиации в истории современной России! Хотя некоторые моменты не могут не радовать, например, очистка палубы. В США палубу от грязи, копоти, наледи и прочего чистят вручную, для чего нужны люди, пресная вода, ветошь, швабры и прочее. На «Адмирале Кузнецове» для этой цели используется трактор с авиационной турбиной — мощная струя горячего воздуха прекрасно и быстро чистит огромную палубу авианосца.
Надо понимать, что авианосец — это очень и очень дорого, плюс к тому же очень и очень сложно; поэтому в ближайшие лет 10-20 второй полноценный авианосец у России вряд ли появится. Надо гордиться тем, что у РФ есть сейчас. А сейчас у страны есть мощный, средний по размерам авианосец!
Интервью брал главный редактор Новорус.инфо Андрей Сурков
Центральное информационное агентство Новороссии
Novorus.info