В Новосибирске внук Леонида ИльичаБрежнева судится из-за рекламы авторучки с изображением деда-генсека. Можно с уверенностью предположить, что это самопиароборотистого внученка. Но есть ли у него шансы на выигрыш?
В самом начале рассмотрения любого спора в любом судопроизводстве судья устанавливает, какое отношение имеет заявитель к теме спора. И нередко выясняется, что никакого. Надо помнить, что «за все хорошее и против всего плохого» может выступать только государство в лице своих специализированных органов. При этом каждыйгражданин, которому что-то где-то не по нраву, имеет право защищать в суде по общему правилу только свои собственные интересы, а «активные граждане», желающие защищать права других лиц,могут направить соответствующие сообщения в компетентные органы.
Возвращаясь к ситуации с внуком генерального секретаря, нужно указать навозможность двух видов его заинтересованности, которая,впроче, могла бы иметь место у любого внука по отношению к своему деду. В первую, это конечно отношения, регулируемые наследственным правом. Но не только! Отношения между родственниками регулируется так жеСемейным кодексом РФ, а так же специальными нормами гражданского законодательства. В данном случае - об использовании изображений граждан и их имен.
Какие же права из тех, что имел сам гражданин в отношении собственного имени и образа, могли бы перейти к его наследникам?Никакие!
Имеется прямой запрет на включение в наследственную массу прав, неразрывно связанных с личностью наследодателя, а так же его личных неимущественных прав и других принадлежащих наследодателю нематериальных благ. К таковым в частности относятся - имя гражданина, право на образ, достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайны …
Однако закон установил и особую норму. Разрешение на использование изображенийусопших надо спрашивать у пережившего супругаи детей, а при их отсутствии - у родителейумершего. На внука это норма никак не распространяется. Наследники так жеконтролируют использование имени или портрета лиц, относящихся к категории «известных» в Российской федерации, в части разрешения регистрации использующих их изображения и имена товарных знаков. Но внук Л.Брежнева не являлся его наследником.
Не следует путать образ человека с авторскими правами на произведение, где запечатлен его образ, или с правами на товарный знак. Человек не создавал свое лицо, своювнешность как таковую, поэтому его образ не является объектом интеллектуальной собственности. Но объектом интеллектуальной собственности являться и соответственно вполне может входить в наследство портрет, в том числелюбая фотография. Причем фотография может входить в наследство сразу по двум юридическим основаниям. И как объект авторского права (обычно оно принадлежит фотографу) и просто как вещь, наряду с альбомом, в который вставлено фото.
Аналогично и право на имя. Совершенно очевидно, что просто упомянуть имя любого генерального секретаря ЦК КПСС в любом, даже самом негативном контексте, имеет право каждый. Принцип «про усопшего либо хорошо, либо ничего» в законодательстве закрепления не нашел.Однако возможность цитирования или иного использования художественных произведений, в которых упомянуто чье-то имя уже должно подчиняться закону.
«Зайдем с другой стороны. – рассуждает известный московский адвокат Федор Куприянов, - Родственники любого умершего лица имеют право защищать его доброе имя и репутацию. Например, уголовное дело не может быть прекращено в связи со смертью обвиняемого, если против этого возражают его близкие родственники. Почему? А вдруг умерший подлежит оправданию? Если же прекратить уголовное дело на полпути к итоговому решению, он так и останется в вечности - «обвиняемым».
«Можно предположить, - продолжает супруга Федора Куприянова и московский адвокат по семейным делам Елена Куприянова, - что внук дорогого Леонида Ильича слишком широко понимает свои права по защите доброго имени и репутации своего деда, приписывая себе прерогативы решать, чтобы тот захотел, а против чего бы возражал, что унижает его достоинство и репутацию, а что – нет. Глядя на популярные рекламные ролики Михаила Горбачева, очередногоприемника Брежнева на посту генсека, правильнеепредположить, что и Леонид Ильич захотел бы в новых условиях подзаработать аналогичным образом».
Полагаю, изображение Л.Брежнева, не являющееся товарным знаком, в надлежащей рекламе, к которой не имеют претензий контролирующие государственные органы, не должно трактоваться как поругание части, достоинства или деловой репутации изображенного лица. Поэтому монетизировать за счет рекламодателя дорогой для внука образ в суде не удастся.
Куприянов Алексей Анатольевич
судебный адвокат, почетный юрист города Москвы,
член редакционного совета журнала «Уголовный процесс»