Аферы с ворованной нефтью или кто покупает нефть у ИГИЛ*

                           

                                                                             В.А. Лекомцев

 

В порядке изучения нефтяных потоков в условиях сниженных цен на нефтьобнаружил в Интернете несколько публикаций, позволяющих выяснить механизм легализации ворованной нефти, которая поставлялась  с Ближнего Востока с большой долей вероятности террористами ИГИЛ*.

 

В США заключили первый контракт на экспорт нефти, после отмены Конгрессом действовавшего сорокалетнего запрета. Первопроходцем стала техасская компания Enterprise Products, которая отправит в Европу 600 тыс баррелей нефти уже в начале 2016 года. Об этом сообщила пресс-служба компании.

Enterprise Products отправит первую партию техасской нефти с терминала в Хьюстоне в первую неделю 2016 года. Таким образом, она стала первой компанией в США, заключившей контракт на экспорт нефти после отмены соответствующего запрета Конгрессом США.

Как сообщает The Wall Street Journal, техасцы заключили контракт с нидерландской Vitol Group. Первую партию нефти доставят на нефтеперерабатывающий завод в Швейцарии. Оттуда дизельное и другие виды топлива поставляются в государства Северной Европы.

"Мы рады объявить о нашем первом контракте по экспорту нефти из США. Это может стать первой отгрузкой на экспорт американской нефти из Мексиканского залива почти за 40 лет", - заявил главный операционный директор Enterprise Products Джим Тиг.

По мнению экспертов, отмена запрета на экспорт нефти из США не сильно повлияет на цены на нефтяном рынке. По мнению аналитиков, основными потребителями легкой американской нефти могут стать НПЗ на северо-западе Европы и в Средиземноморье, поскольку часть из них адаптирована для приема легкой ливийской нефти.

Это по документам, а на самом деле эта перекупленная нелегальная нефть Ближнего Востока, которая в результате этой сделки стала легальной. 

 

Первый танкер с американской нефтью прибыл в Европу

Первый танкер нефтью из США прибыл в Европу, он проведет разгрузку в порту недалеко от французского Марселя, сообщает Financial Times.

Ожидается, что сырье с танкера, который стал первым с момента снятия американскими властями запрета на экспорт нефти, поступит на один из НПЗ в Швейцарии.

Возобновление экспорта стало возможным после недавнего запрета на поставки нефти из США, который действовал с 1970-х годов.

В конце декабря американская компания Enterprise Products Partners LP объявила о заключении первого контракта на экспорт нефти, став первым экспортером нефти из США за четыре десятка лет. Покупателем партии стал трейдер Vitol Group.

 

Нефть из России в США.

 

Компания Glencore 16-17 января  2016 года продала компании Chevron 100 тыс. тонн российской нефти Urals c отгрузкой из Приморска и поставкой в порты на побережье Мексиканского залива США, сообщает Reuters.

Glencore приобрела нефть у "Роснефти" в рамках пятилетнего контракта по предоплате. Нефть погружена в Приморске на танкер Sparto, который сейчас направляется в порт Скаген в Дании, затем нефть перевалят на другой танкер (ship-to-ship) для последующей поставки в США.

Энергетический исследовательский центр JBC заявил накануне об экономической целесообразности поставок российской Urals в США. По мнению JBC, европейские переработчики могут сократить закупки Urals в пользу западноафриканской и иранской нефти.

Однако превышение цены WTI над ценой Brent, а также особенности американских НПЗ, позволяют перерабатывать Urals с большей выгодой, чем на заводах в Северо-Западной Европе.

Таким образом, по документам нелегальная нефть с Ближнего Востока под видом нефти из России отправилась в США. А навстречу ей в Европу поплыла по документам Ближневосточная нефть из Техаса. Европа налагает на Россию санкции, а США использует эти санкции на свою корысть.

О нефти из Ирака.

За последние несколько недель Ирак, который является самым быстрорастущим производителем в ОПЕК, загрузил целых 10 танкеров для доставки "черного золота" в американские порты в ноябре, сообщает Bloomberg.
Если не будет непредвиденных обстоятельств и все эти танкеры с 19 млн баррелей прибудут по плану, будет зафиксирован рекордный месячный приток иракской нефти с июня 2012 г., следует из данных Управления энергетической информации США.
Эта информация лишний раз подтверждает усиление конкуренции на мировом рынке нефти, и неудивительно, что Ирак обратил свой взор на Соединенные Штаты, где наблюдается снижение производства "черного золота" вот уже несколько месяцев.
"Мы ожидаем, что США в следующем году придется увеличить импорт на 500 – 800 тыс. баррелей в день. Учитывая прогнозы по иракской нефтедобыче, прибавка может вполне поступать оттуда", - заявил консультант FGE по переработке и сбыту Стив Сойер. 
Ирак является одним из главных факторов увеличения добычи ОПЕК за прошедший год, даже когда цены на нефть падают до шестилетнего минимума. В стране, где продолжаются военные действия, в 2014 г. добывалось в среднем 3,2 млн баррелей в сутки.
Несмотря на натиск террористической группировки "Исламское государство"* и падение цен на нефть, Ирак смог поддерживать высокие показатели.
В результате, наряду с увеличением добычи в Саудовской Аравии на 600 тыс. баррелей в сутки, Ирак внес большой вклад в рост добычи ОПЕК до 31,5 млн баррелей, что заметно выше заявленного максимального уровня в 30 млн баррелей в сутки.
Хотя Ирак до сих пор успешно справлялся с негативными факторами, проблемы все сильнее становятся заметны.
Из-за падения цен на нефть доходы Ирака упали очень сильно, и деньги, на которые надеялось правительство Курдистана, не были получены. Курдское правительство в свою очередь остановило перевод средств частным нефтяным компаниям.
В результате нефтяные компании в Ираке получили двойной удар: они не только столкнулись с низкими ценами на нефть, они даже не могут получить деньги за проданную нефть. Genel Energy отмечает, что задержка с оплатой означает, что добыча составит только 85-90 тыс. баррелей в сутки в этом году по сравнению с предыдущим прогнозом в 90-100 тыс. баррелей.

Как выясняется США в основном экспортирует нефть, и в очень больших объемах.

 

Курдская нефть в США!

 

Суд штата Техас постановил захватить и выгрузить в США нефть на $100-million с курдского танкера, в связи с тем, что курды не имеют право самостоятельно “извлекает выгоду из нефтяных доходов”, а должны проводить всю продажу нефти через нефтяные компании Багадада, контролируемые гражданами США.

Танкер, перевозящий примерно 1 миллион баррелей сырой нефти с месторождений в курдской автономии Ирака, накануне прибыл к берегам США. Судно было готово к разгрузке в порту Гальвестон (Техас) еще несколько дней назад, однако американские судебные власти не могли решить, будет ли это законным.

Дело в том, что центральные власти Ирака утверждают, что курды торгуют нефтью в обход Багдада и не делятся прибылью, что приравнивается к контрабанде. После обострения ситуации в Ираке и начала ожесточенных боев между иракской армией и исламистами Багдаду все сложнее удерживать окраинные территории, в том числе и месторождения углеводородов, контроль над многими из которых уже потерян. Боевыми столкновениями и общей неразберихой и воспользовались курды, переправляя нефть в Турцию, а уже оттуда на внешние рынки. Долгое время покупатели были неизвестны. Так, один из первых танкеров с курдской нефтью, отчаливший от берегов Турции, вынужден был остановиться в нейтральных водах. По сообщениям СМИ, заказчик якобы расторг сделку после обращения иракских властей к потенциальным покупателям.

Накануне американские власти распорядились задержать прибывший груз, при этом отметив, что договор был заключен между негосударственными компаниями, что является примером частной торговли, не регулирующейся государством. Однако официальные лица заявляют, что Вашингтон по-прежнему придерживается мнения, что углеводороды, добытые на территории Ирака, – достояние всей страны, и прибыль от них должна быть распределена по закону. Как в итоге будет разрешена ситуация, пока неясно. Конечный покупатель также не назван.

Это уже не первое грузовое судно с курдской нефтью, прибывшее в США. По некоторой информации, в мае аналогичный груз все же добрался до неизвестного покупателя в Хьюстоне. Несмотря на все трудности, курдская нефть является привлекательной за счет своей цены, которая гораздо ниже рыночной.

Арестованную нефть курдов с большой долей вероятности под видом американской переправили по документам в Европу. А на самом деле по документам эта нефть осталась в Штатах и стала нефтью из России.

Американская нефть в Азии не нужна!

Крупнейший в мире региональный рынок нефти – азиатский – совершенно не нуждается в грядущей американской нефти, у него есть варианты получше. Как передаетBloomberg, после снятия запрета на экспорт «черного золота» США могут обнаружить, что его на внешнем рынке никто особенно не ждет.

В частности, большинство азиатских нефтеперерабатывающих заводов настроены под тяжелую, дешевую нефть с более высоким содержанием серы. Кроме того, легкую и дорогую американскую сланцевую нефть слишком далеко везти, по сравнению с ближневосточной, и это делает ее еще дороже. Баррель американской эталонной марки WTI примерно на 2,8 доллара дороже, чем нефть Дубая.

Кроме того, покупатели нефти в Азии уже избалованы переизбытком супердешевой нефти на мировом рынке. В регион сплошным потоком идут танкеры с Ближнего Востока, из Нигерии и России. И приходят быстро. Так, по словам Масаши Накаямы, директора по транспорту в японской Cosmo Oil Co, танкеру в среднем требуются 27 дней, чтобы придти в японский порт Чиба от терминала Рас-Таннура в Саудовской Аравии. А чтобы дойти туда же от Хьюстона, ему нужно 38 дней.

И наконец, расценки на фрахт окончательно губят нефть из США. Танкер типа Aframax, которые, как правило, используются для перевозок в Соединенных Штатах, обходится в 5 долларов на баррель груза. А ближневосточные – только в 2,25 доллара.

В настоящее время Ближний Восток обеспечивает 84% нефтяного импорта Японии и Южной Кореи, 62% зарубежных поставок Индии и 52% — КНР. Так что в Азии США делать нечего. Единственное место, где американскую сланцевую нефть действительно купят – это Латинская Америка, где нефтепереработчики нуждаются в легком сырье, чтобы смешать его с тяжелым. 

Иранские танкеры меняют названия.

 

За последний месяц большая часть иранских нефтяных супертанкеров внезапно исчезла с карты Мирового океана. Недавно корабли появились вновь. Их было не узнать: корпуса перекрашены, на борту красовались новые имена, на мачтах развевались новые флаги, в качестве порта приписки значились совсем иные города.

Иран играет в кошки-мышки с Западом, отслеживающим, соблюдаются ли санкции, наложенные на эту ближневосточную страну за упорное нежелание отказываться от ядерных разработок. Тегеран пытается скрыть, куда поставляется нефть, и для этого переименовывает танкеры: так, Hoda, Honar и Nesa превратились в "Драгоценного" (Precious), "Победу" (Victory) и "Правду" (Truth).

Поначалу нефтяные трейдеры и морское сообщество пришли в замешательство, затем от души повеселились. “Как говаривал бывший вице-президент [США Ричард] Чейни, это «все равно что губная помада на пятачке у свиньи" - никого не обманет», - говорит Эд Морс, директор по исследованиям сырьевого рынка в Citigroup, ранее работавший в госдепартаменте США.

Брюссель с 1 июля запрещает страхование на условиях "защита и возмещение" для танкеров, перевозящих иранскую нефть. Объем экспорта иранского «черного золота» в течение июня резко снизился, поскольку запрет отпугнул возможных покупателей, рассказывают нефтяные трейдеры. На этой неделе Южная Корея объявила, что из-за отсутствия страховки прекратит импорт нефти из Ирана.

Иранская компания NITC (ранее известная как Иранская национальная танкерная компания, или ИНТК) не подпадает под санкции США или Евросоюза. Она обещала воспользоваться услугами иранских страховых компаний, чтобы перевозить нефть. Поэтому азиатским импортерам - Китаю и Индии – придется полагаться на застрахованные в Иране танкеры.

За последние семь недель NITC переименовала 24 корабля, то есть более половины своего флота из 44 танкеров, свидетельствуют официальные регистры судоходства. «Ребрендингу» в основном подверглись супертанкеры NITC, каждый из которых может загрузить на борт 2 млн баррелей нефти, что соответствует суточному объему иранского экспорта. Одновременно с этим NITC заменила флаги: вместо Ирана, Мальты и Кипра корабли теперь приписаны к портам Танзании или островного государства Тувалу.

Гендиректор NITC Хамид Бехбахани написал на корпоративном сайте, что компания «придерживается принципа прозрачности». NITC была приватизирована в 2000 г. (ее собственниками стали три иранских пенсионных фонда), но, как говорят западные нефтетрейдеры, она сохранила тесные связи с иранским правительством.

По мнению трейдеров, объем экспорта нефти из Ирана снизится приблизительно на 400 000 барр./сутки к 1 июля, когда в силу вступит запрет на страхование судов и грузов, а также в полном объеме эмбарго на поставки в Евросоюз. Из-за европейских и американских санкций продажи иранской нефти и так уже сократились на 600 000 барр./сутки.

Перевела Анна Разинцева

 

Нефть в море

Сергей Мануков «Expert Online» 12 ноя 2015

Переизбыток нефти привел к тому, что все емкости на суше уже вплотную приблизились к наполнению. В результате, пишет Financial Times (FT) более 100 млн баррелей сырой нефти и нефтепродуктов сейчас находятся на кораблях в море. Рост нефти в море происходит стремительно. В начале года ее было в танкерах как минимум вдвое меньше, чем по состоянию на 1 ноября. Для сравнения, 100 млн баррелей – это более чем дневная потребность в нефти в масштабах всей планеты. Здесь следует иметь в виду, что торговцы и нефтяные компании хранили бы нефти в море намного больше, если бы не очень высокая стоимость аренды танкеров. Средняя цена дневной аренды супертанкера в этом году вплотную приблизилась к 60 тыс долларов, а в октябре на короткое время даже взлетела до 108 тыс.

Разница в ценах «бочки» нефти сорта Brent сейчас и через 6 месяцев на прошлой неделе поднялась до 4,5 долларов с 1,5 в мае. Это означает, что на танкере грузоподъемностью 2,2 млн баррелей можно заработать примерно 9,5 млн долларов, если нефть сейчас не продать, а загрузить в танкер на хранение. Даже при такой высокой цене аренды кораблей, хранить нефть в трюмах выгоднее, чем продавать ее сейчас. Морское хранение черного золота станет еще выгоднее, потому что, по прогнозам, разница в ценах барреля может подняться до 6 долларов.

«Рынок танкеров получил очень сильный толчок год назад, когда ОПЕК принял решение не сокращать добычу нефти для сохранения своей доли на рынке»,- сообщил FT Свейн Мокнис Харфьелд, директор танкерной компании DH Tankers.

География «плавучих складов нефти» широка – от Китая до Мексиканского залива. Больше всего супертанкеров с сырой нефтью дрейфуют сейчас в районе Китая, который вот-вот обойдет США и станет крупнейшим импортером сырой нефти. На рейде китайских городов Тяньцзинь, Циндао и Далянь сейчас находятся 5 заполненных до краев супертанкеров емкостью более 2 млн баррелей каждый.

Пекин наращивает Стратегический резервный запас нефти (СРЗ). В этом году Китай купил дополнительно как минимум 120 млн баррелей черного золота. Специалисты считают, что СРЗ приближается к пределу.

У побережья Индонезии, Малайзии и Сингапура на 14 крупнотоннажных танкерах 3 класса находится ок. 35 млн баррелей сырой нефти.

В Европе главные пункты сосредоточения судов с нефтью – Роттердам и Мальта. В водах Старого Света дрейфуют танкеры средних размеров с 10 млн баррелей сырой нефти.

В Мексиканском заливе у побережья США ждут разгрузки примерно 20 млн баррелей. Еще 8 млн находятся в прибрежных водах ОАЭ. В Ормузском проливе иранские супертанкеры примерно с 40 млн баррелей ждут отмены санкций, после чего Иран вернется на нефтяной рынок.

Американская нефть приобретается Китаем.

Китайская государственная нефтегазовая корпорация Sinopec приобрела первую партию сырой нефти из США после снятия запрета на экспорт, сообщает агентство Рейтер со ссылкой на источники.

"Экспорт американской нефти является позитивной новостью для мирового рынка и дает возможность переработчикам Азиатско-Тихоокеанского региона разнообразить свои запасы, если эта нефть экономически конкурентоспособна"- сказал агентству источник в компании.

Он не раскрыл деталей сделки (сорт нефти, цену и поставщика). Официальный представитель компании отказался от комментариев.

Трейдеры отмечают, что, учитывая текущие мировые цены на нефть, поставки не принесут прибыли США.

Конгресс США в декабре снял эмбарго на экспорт нефти из страны, действовавшее 40 лет, с 1975 года.

China Petroleum and Chemical Corporation (Sinopec) — вторая по величине энергокомпания Китая после PetroChina. Занимается нефтегазовой геологоразведкой, нефтепереработкой, нефтехимией, транспортировкой нефти и газа.

Ворованная нефть ИГИЛ* отправилась в Китай, а по документам оказалась нефтью из США.

О нефти Нигерии.

 

Власти Нигерии обвинили крупнейшие нефтяные компании мира в незаконном экспорте нефти в США на общую сумму $12,7 млрд.

По данным агентства Associated Press, Федеральный суд Лагоса зарегистрировал иски в отношении таких компаний, как Chevron, Royal Dutch Shell, Agip (дочерняя компания итальянской ENI), Total и Brasoil ("дочка" бразильской Petrobras).

Источники в правительстве Нигерии сообщили AP о том, что данные компании не задекларировали более 57 млн баррелей нефти, вывезенных из страны в период с 2011 по 2014 гг.

Как отмечается, факты незаконного вывоза нефти из Нигерии в США были установлены по итогам проведенного аудита задекларированных объемов экспорта нефти в самой Нигерии и сравнения с теми объемами, которые были выгружены танкерами в США.

В ряде случаев компании декларировали более низкие объемы вывозимой сырой нефти из Нигерии и более высокие – при выгрузке нефти в США. При этом в отдельных случаях, как заявили источники AP, компании вывозили нефть из Нигерии в США, вообще не декларируя данные экспортные поставки в самой Нигерии.

До недавнего времени Нигерия являлась крупнейшим производителем нефти в Африке, несмотря на многочисленные проблемы с добычей и транспортировкой ввиду проблем с безопасностью и повышенной активностью боевиков из различных группировок в дельте Нигера.

При этом США являлись крупнейшим импортером нигерийской нефти, до того как начали активно разрабатывать собственные запасы сланцевой нефти.

Судебное разбирательство по поданным искам начнется на следующей неделе, рассмотрение иска против компании Chevron начнется 30 сентября.

Как видно из этой публикации по документам в США привозят из Нигерии нефти значительно больше, чем загружают. И пусть меня попробуют переубедить эксперты, что эта нефть не с Ближнего Востока. И очень жаль, что окончательные результаты этого судебного разбирательства не будут опубликованы. Было бы забавно, если бы поставки нефти с Ближнего Востока оплатили Нигерии. Это бы для нее стало смертным приговором. Как для Ирака и Ливии.

Неизвестные игроки чёрного рынка

После бомбардировок колонн бензовозов «Исламского государства»*, следовавших в сторону границы Турции, появления видеороликов с пропуском автоцистерн с нефтью террористов турецкими пограничниками, публикации баснословных доходов боевиков, которые поставляют «чёрное золото» неизвестным покупателям, становится очевидным, что нелегальный нефтерынок в этом неспокойном регионе не только функционирует, но и отлично налажен.

Правда, в последнее время обороты поубавились, причиной чему являются российские авиаудары и в меньшей мере — бомбардировки международной коалиции. Тем не менее, поставки даже не скрываются — вооружённые нефтетрейдеры в масках и с флагами «Исламского государства»* охотно позируют перед камерами. Известны объёмы и качество сырья, месторождений, с которых черпается нефть. Загадкой остаётся только одно — покупатели, т.е. реальные финансовые спонсоры террористов.   И при любых попытках разобраться в ситуации мы наталкиваемся не на аргументированные выводы, а лишь на взаимные обвинения всех сторон,  которые так или иначе участвуют в сирийском конфликте. Но предыдущие выдержки из публикаций указывают на самого главного спонсора ИГИЛ*, и объясняют его бережное отношение к этой организации, и прямую военную помощь в виде бомбардировок правительственных войск в Сирии даже в условиях объявленного перемирия. 

* организация запрещена в РФ

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован