16.06.25
Вскоре после начала Великой Отечественной войны в структуру Генштаба РККА были внесены радикальные изменения. 28 июля 1941 г., согласно Постановлению ГКО № 300, из Генштаба передавались в другие структуры Наркомата обороны СССР следующие подразделения: организационное и мобилизационное управления, управления укомплектования и устройства войск, военных сообщений, автодорожное, устройства тыла и снабжения войск, а также узел связи.
В Генштабе оставались шесть управлений: Оперативное (позднее преобразованное в Главное оперативное управление ГШ), разведывательное, военно-топографическое, устройства оперативного тыла, строительства укрепленных районов, шифровальное и три отдела – военно-исторический, кадров и общий. В Оперативном управлении были созданы направления в составе до 10 сотрудников на каждый фронт. В начале августа 1941 г. было утверждено «Положение о Генеральном штабе». В соответствии с ним Генштаб определялся как центральный орган управления Наркомата обороны по подготовке и использованию Вооруженных Сил для обороны страны. Наркомом обороны стал при этом сам И.В.Сталин. Генштабу вменялось: разработка директив и приказов Ставки ВГК по оперативному использованию вооруженных сил и планов войны на театрах военных действий; организация и руководство деятельностью всех видов разведки; руководство военно-топографической службой Красной Армии и снабжением войск топографическими картами; руководство оперативной подготовкой всех родов войск, штабов, служб и органов тыла. В 1942 г. из ведения Генштаба КА была изъята стратегическая военная разведка. (Было образовано Главное разведывательное управление Красной Армии в непосредственном подчинении И.В.Сталину, как наркому обороны). В ходе войны менялась и система управления войсковой и оперативной разведкой. Нередко вопросами преобразования военной разведки в ходе войны ведали не профессиональные военные разведчики, а политработники. (См.: Кондрашов В.В. Военные разведки во Второй мировой войне. М.: Кучково поле, 2014. С. 333–335.)
После Великой Отечественной войны многие функции и полномочия, изъятые у Генштаба РККА в 1941 г., вернулись в Генеральный штаб Вооруженных сил СССР (и перешли в ГШ ВС РФ). Это касалось в том числе и стратегической разведки. Так что ГШ послевоенных десятилетий в нашей стране был подобен Генштабу РККА, который имелся в Наркомате обороны СССР в 1940–1941 гг. с начальниками ГШ в лице К.А.Мерецкова, а затем Г.К.Жукова. (См.: Генеральный штаб в годы Великой Отечественной войны. Документы и материалы 1941 год. Русский архив. Великая Отечественная. (23. 12 (1). М.: ТЕРРА, 1997. С. 7. См. также: Кокошин А.А. Стратегическое управление. Теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России. М.: РОССПЭН, 2003. С. 214–227.)