Академик РАН А.А.Кокошин краткое изложение Н.П.Михневичем значения о сражении при Левктрах (6 июля 371 г. до н.э.), в котором фиванский полководец-Эпаминонд открыл принципиально новый тактический прием и принцип частной победы для мировой военной истории

09.09.25

«Сражение при Левктрах представляет образцовое и вполне законченное тактиче­ское явление. Кроме превосходно обду­манного и выполненного плана, в нем ясно видны все три фазы боя: подготовка, удар и преследование. Подготовка выразилась в демонстративном отступлении и сосре­доточении сил на левом крыле, в ударе кон­ницей и в поддержке левого крыла уступ­ным расположением остальных частей армии. Все эти действия, быстро следуя одно за другим, были, таким образом, в самой, тесной внутренней связи во времени (выделено АК). Решительный период боя: удар состоял из одновременной атаки колонны с фронта и священной дружины во флаг и тыл (соче­тание фронтальной и фланговой атак). Пре­следование кавалерией было непродолжи­тельным, так как оно вообще было не в обычаях того времени: опрокинув про­тивника, тогдашние армии опускали щиты и останавливались, овладев полем сраже­ния. Таким образом это сражение, порази­тельное по идее (принимая во внимание обстановку того времени), не менее поучи­тельно и по исполнению: два основных ус­ловия, в которых выражается тактическое искусство: 1) самая тщательная подготовка атаки; 2) единство в ведении боя – получи­ли в нем полное выражение. Здесь же дока­зан принцип частной победы, т. е. влияние успеха, одержанного на решительном пунк­те в решительную минуту боя (выделено АК), на исход всего столкновения. Уступая в силе вообще, Эпаминонд достигает, благодаря выигры­шу во времени, решительного превосходст­ва над противником в одном пункте и тем одерживает победу»[1].

«В сражении при Мантинее (362 г. до н.э.) в тактике боя Эпаминонд идет дальше. Там его кавалерия, поддержанная легкой пехо­той, атаковала стоявшую на фланге кавале­рию спартанцев, преследовала ее, а потом атакой с фланга и тыла содействовала удару колонны и священной дружины. Это совме­стное действие кавалерии и пехоты стало новым шагом вперед в тактике боя».

«Александр Македонский воспользовался идеями Эпаминонда в более величествен­ных формах»[2].

«Со времен Эпаминонда в военном ис­кусстве получил полноправность новый элемент – тактика, основанная на значе­нии масс; тактика, строившая свои сообра­жения на значении отдельного воина, хотя и не была совершенно изгнана, что оказы­валось невозможным, но она уже не могла снова достигнуть исключительного господ­ства. При таких условиях управление вой­сками начало получать большое значение» (выделено АК)[3].

 

[1] Михневич Н.П. История военного искусства. М.: ЭКСМО, 2008. С. 31.

[2] Там же.

[3] Там же.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован