09.09.25
«Сражение при Левктрах представляет образцовое и вполне законченное тактическое явление. Кроме превосходно обдуманного и выполненного плана, в нем ясно видны все три фазы боя: подготовка, удар и преследование. Подготовка выразилась в демонстративном отступлении и сосредоточении сил на левом крыле, в ударе конницей и в поддержке левого крыла уступным расположением остальных частей армии. Все эти действия, быстро следуя одно за другим, были, таким образом, в самой, тесной внутренней связи во времени (выделено АК). Решительный период боя: удар состоял из одновременной атаки колонны с фронта и священной дружины во флаг и тыл (сочетание фронтальной и фланговой атак). Преследование кавалерией было непродолжительным, так как оно вообще было не в обычаях того времени: опрокинув противника, тогдашние армии опускали щиты и останавливались, овладев полем сражения. Таким образом это сражение, поразительное по идее (принимая во внимание обстановку того времени), не менее поучительно и по исполнению: два основных условия, в которых выражается тактическое искусство: 1) самая тщательная подготовка атаки; 2) единство в ведении боя – получили в нем полное выражение. Здесь же доказан принцип частной победы, т. е. влияние успеха, одержанного на решительном пункте в решительную минуту боя (выделено АК), на исход всего столкновения. Уступая в силе вообще, Эпаминонд достигает, благодаря выигрышу во времени, решительного превосходства над противником в одном пункте и тем одерживает победу»[1].
«В сражении при Мантинее (362 г. до н.э.) в тактике боя Эпаминонд идет дальше. Там его кавалерия, поддержанная легкой пехотой, атаковала стоявшую на фланге кавалерию спартанцев, преследовала ее, а потом атакой с фланга и тыла содействовала удару колонны и священной дружины. Это совместное действие кавалерии и пехоты стало новым шагом вперед в тактике боя».
«Александр Македонский воспользовался идеями Эпаминонда в более величественных формах»[2].
«Со времен Эпаминонда в военном искусстве получил полноправность новый элемент – тактика, основанная на значении масс; тактика, строившая свои соображения на значении отдельного воина, хотя и не была совершенно изгнана, что оказывалось невозможным, но она уже не могла снова достигнуть исключительного господства. При таких условиях управление войсками начало получать большое значение» (выделено АК)[3].