13.08.25
«Ганнибал при построении своего войска в боевой порядок применил по словам древних, ряд хитростей. Его войско было поставлено лицом к северу и ветер дул в спину воинам, тогда как облака пыли били в лицо римлянам. «Вторая его хитрость – пишет Плутарх, – состояла в расположении войска: на оба фланга он поставил самых сильных и храбрых солдат, между тем как в центре, выдававшемся в форме клина далеко вперед остальной боевой линии, стояли худшие войска». В первой линии стояло 20 000 галлов и иберийцев; во второй разделенные на две части 12 000 ливийских наемников, ветеранов Ганнибала. Галльско-иберийская конница стала на левом фланге, упираясь в речку; нумидийская конница – на правом фланге. Левым крылом командовал Газдрубал; правым – Ганнон; Ганнибал был в центре, впереди второй линии.
Карфагенский полководец великолепно понял, намерение противника. При фронтальном столкновении он не мог избежать прорыва своей армии, противник же мог быть разбит лишь ударом по его флангу и тылу. Наличие конницы, превосходящей римскую, и храбрых и опытных карфагенских наемников давало ему возможность совершить сложный тактический маневр на окружение римской фаланги. Он поставил своей коннице задачу разбить римскую конницу и атаковать тыл римской фаланги; своим ветеранам, стоявшим во второй линии, – атаковать фланги римлян, как только последние вытеснят центр первой линии галлов и иберийцев на линию построения ветеранов»[1].
Это обобщение было сделано К.И.Бочаровым на основе трудов Плутарха, Полибия, Тита Ливия:
АК: Вообще, римские историки уделили очень большое внимание Ганнибалу и особенно Каннам. Как правило, они давали значительно более реалистичные описания войн, сражений, нежели древнегреческие авторы (особенно применительно к греко-персидским войнам, к походам Александра Македонского).
[1] Бочаров К.И. Очерки истории военного искусства. Том 1. Древний мир. М.: Воениздат, 1936. С. 220.