Академик РАН и РАРАН А.А.Кокошин представляет предложения А.А.Свечина об использовании «лабораторного метода» для анализа эволюции и закономерностей развития военного искусства

16.09.25

«В основе работы в лаборатории лежит картезианская требовательность: "чтобы достигнуть истины", писал Декарт, "нужно однажды в жизни отречься от всех унаследованных взглядов и восстановить заново, с самого фундамента, всю систему наших знаний". Это картезианское сомнение и движет лабораторным методом, который требует обращения к первоисточнику и собственноручного манипулирования обучающегося с научным сырьем для получения научного вывода. Лаборатория является не средством изучения теории, а средством ее проверки, средст­вом самому, в короткое время, проделать часть того логического пути, который выполнила наука в течение столетий своего су­ществования»[1].

«Общая перспектива эволюции военного искусства может быть усвоена слушателями лишь при сохранении изучения курса, ко­торый может быть несколько сокращен, но обязательно продол­жен на последние 50 лет, отсутствие очерка которых представ­ляет в нем ныне зияющий пробел. Но помимо этого, слушателю важно дать лабораторную практику: 1) в критике источников, дабы уяснить всю пропасть, отделяющую истину от заинтересованных описаний событий, и воспитать логическую требовательность при установлении фактической стороны; 2) необходи­мо дать практику в установлении связи между новым явлением в военном искусстве и изменением социальных и экономических условий жизни государства; 3) наконец, необходимо дать прак­тику в оценке эволюции, которую военное искусство пережива­ет на наших глазах»[2].

«Лабораторное изучение стратегии заключа­лось бы в том, что группа слушателей коллективно брала бы на себя проверить все важнейшие выводы курса, распределив меж­ду собою подробный анализ событий военной истории, на кото­рые они базируются»[3].

«3анятия по стратегии должны сохранить и цель – обост­рить стратегическое мышление слушателей на критике класси­ческих трудов по стратегии; последние упражнения также отно­сятся к лабораторному методу, поскольку на слушателя выпадет каждый раз задача – подчеркнуть, в каких отношениях совре­менная эволюция военного искусства заставляет признать дан­ный классический труд не вполне отвечающим требованиям сегодняшнего дня»[4].

«Чем больше мы будем развивать лабораторный метод, тем больше все преподавание будет становиться на военно-историческую основу, проникаться жизнью, бытием. Но в то же время военная история, как самостоятельный цикл, будет сжи­маться и худеть»[5].

«В военно-историческом бытии слушатель должен видеть не какую-либо самостоятельную категорию, а общую основу всего военного искусства, к которой его сознание обращается повседневно, для суждения по любому военному вопросу»[6].

 

[1] Свечин А.А. История военного искусства и стратегия лабораторный план. // Под знаменем Ильича. 1925. № 7. С. 39–41. – В кн. Постижение военного искусства. М.: Российский военный университет; Русский путь, 1999. С. 516.

[2] Там же. С. 517.

[3] Там же. С. 519.

[4] Там же. С. 519.

[5] Там же.

[6] Там же.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован