12.09.25
«Фланговый удар в оперативном искусстве имеет еще большее значение, чем в тактике. Было бы ошибочно полагать, что фланговые удары ушли в прошлое вследствие появления непрерывных фронтов, пересекающих весь театр военных действий и упирающих свои крайние точки в моря или нейтральные территории. Исчезновение флангов характерно, только для позиционной войны. В маневренной войне фронт только кажется непрерывным: фланги, хотя часто незримые, в маневренных условиях обязательно имеются налицо»[1].
«Оперативное искусство и имеет задачей усмотреть эти скрытые фланги, обнажить их, уничтожив или отогнав немногочисленные прикрывающие их части или преодолев рубеж, который враг оценивал как недоступный для значительных масс, или расширив театр военных действий на еще не затронутую ими территорию.
Оперативное искусство, через кризис в материальном функционировании неприятельского тыла, стремится вызвать и кризис сознания в неприятельских рядах»[2] (выделено АК).
«Операция теперь мыслится прежде всего как сложный технический маневр, успех которого зависит от удачного сочетания во времени действий артиллерии, авиации, танков, пехоты и конницы. Техника позволяет добиваться и при прямолинейных непрерывных фронтах охвата и даже окружения. Современная операция проникнута техническим элементом. Опасность остановиться на пути, погрешить в темпах использования новой техники осталась далеко позади. Очередная задача – найти наиболее гибкие формы пользования техникой, полностью учитывающие противника, театр военных действий и данную обстановку. Оперативная цель всегда конкретна, и такими же конкретными, в точности ей соответствующими, должны быть избранные технические средства»[3].
[1] Свечин А.А. Современная наступательная операция в маневренной войне. // Красная звезда, № 228–229. 6, 7 октября 1927. – В кн. Постижение военного искусства, идейное наследие А.А.Свечина. М.: Военный университет; Русский путь, 1999. С. 406.
[2] Там же. С. 406–407.
[3] Свечин А.А. Маневр техники. // Фронт науки и техники, № 7, 1934. С. 35–41. – В кн. Постижение военного искусства. Идейное наследие А.А.Свечина. М.: Военный университет; Русский путь, 1999. С. 419.