27 ноября 2008
4086

Актуальное интервью. Принятый региональный среднесрочный бюджет имеет социальную направленность

Станислав МИРОНОВ, министр финансов Астраханской области

Как уже сообщала "Волга", в конце октября областной Госдумой был утвержден закон о бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов. Прокомментировать его редакция попросила руководителя финансового ведомства.

- Стоит заметить, что наша область одной из первых среди субъектов Российской Федерации подготовила и утвердила этот важный документ. Особенность этой работы в текущем году заключается в том, что впервые формирование бюджета осуществлялось в рамках нового закона "О бюджетном процессе в Астраханской области" с учетом изменений, внесенных в закон "О межбюджетных отношениях в Астраханской области". И самое главное - он впервые разработан в формате трехлетки, что потребовало от всех, кто занимался данной работой, очень ответственного подхода к выполнению необходимых расчетов, в основе которых, как и в прежние годы, лежат показатели прогноза социально-экономического развития региона в 2009 - 2011 годах.

- Станислав Константинович, в чем необходимость принятия среднесрочного бюджета, какая от этого польза?

- Здесь следует понять одну вещь: трехлетний бюджет - не самоцель. Ведь в стране идет реформа бюджетного процесса, суть которой очень проста. До недавнего времени бюджеты формировались на основе затратного принципа, когда стимул был только один - освоить деньги. А здесь совершенно другой подход: есть конкретная сумма, конкретная ответственность за тот результат, который понятен обществу, которого хочет достичь власть.

То есть трехлетнее бюджетное планирование является не только мощным стимулирующим инструментом, но и гарантом предсказуемости условий проведения бюджетной политики региона, способствующим обеспечению ее стабильности. Такой бюджет позволяет создать макроэкономическую устойчивость, является надежным ориентиром в достижении долгосрочных целей для всех участников бюджетного процесса.

При формировании бюджета мы стремились сделать его как можно прозрачней, чтобы все экономические показатели, цифры стали известны широкой общественности, понятны рядовым гражданам. Его проект предварительно был рассмотрен и одобрен на заседании правительства области, затем состоялись публичные слушания этого документа, на которые приглашались все желающие. Ставилась цель принять во внимание мнения представителей различных групп населения о параметрах бюджета, которые обязательно следует учесть при доработке проекта. Параметры будущего бюджета были размещены в Интернете на нашем сайте.

Очень важно отметить, что впервые была проведена публичная независимая экспертиза проекта бюджета, ее выполнили специалисты созданной по распоряжению губернатора области экспертной комиссии, которые дали положительное заключение и рекомендовали его принять.

- А будут ли переходить на трехлетнее бюджетное планирование муниципальные образования области?

- В соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ им предоставлено право выбора, они могут принимать бюджеты либо на трехлетку, либо только на очередной финансовый год. Но в этом случае муниципальные районы и городские округа должны разработать и утвердить среднесрочный финансовый план. Задача осуществления перехода на трехлетнее планирование на всех уровнях бюджетной системы региона в среднесрочной перспективе определена в Основных направлениях налоговой и бюджетной политики Астраханской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

В нынешнем году намечают принять трехлетние бюджеты 88 муниципалитетов области из имеющихся 177, то есть почти половина. Уже это сделали все муниципальные образования Володарского и Енотаевского районов, 90 процентов Черноярского, одно в Приволжском районе.

- Давайте коротко назовем основные параметры принятого областного бюджета.

- На три года спрогнозирован пропорциональный рост доходов и расходов, в то же время запланировано постепенное снижение бюджетного дефицита с 14,6 процента в 2009 году до 12 процентов в 2011-м. Общий объем доходов бюджета возрастет с 8,2 млрд. рублей в 2005 году до 29,7 млрд. рублей в 2011 году. То есть рост предполагается в 3,6 раза. А объем расходов увеличится, соответственно, с 8,9 млрд. рублей до 32,7 млрд. рублей, или тоже в 3,6 раза.

Заметьте, впервые в бюджете на период 2010-2011 годов предусмотрены условно утверждаемые расходы в суммах 951 и 3770,7 млн. рублей. Данные ассигнования составляют, соответственно, 3,5 и 11,8 процента от общей суммы расходов бюджета и предусмотрены в качестве предстоящих расходов.

- На основании чего прогнозируется рост доходной части бюджета?

- Прежде всего на основании показателей социально-экономического развития области, которые, в свою очередь, формируются с учетом решения задач по обеспечению ускоренного экономического роста и повышению конкурентоспособности местной экономики. Результатом роста экономического потенциала региона является увеличение доходов его казны. Кроме того, росту доходов способствуют усиление налогового администрирования, проводимые мероприятия в рамках легализации зарплаты по выводу предприятий на рентабельную работу.

- Не ухудшится ли ситуация в связи с продолжающимся мировым финансовым кризисом?

- Конечно, он может повлиять на доходы. Но, как я сказал ранее, в бюджете на 2010 и 2011 годы предусмотрены условно утверждаемые (нераспределенные) расходы, а на 2009 год предполагается создать финансовый резерв. Эти средства позволят при необходимости стабилизировать обстановку. Губернатором Астраханской области создана антикризисная группа по решению финансовых проблем, которая активно работает. А на федеральном уровне Минфину РФ дано поручение разработать систему мер по поддержке бюджетов регионов.

- Можно ли утверждать, что бюджет в ближайшие три года останется социально направленным?

- Безусловно. Предполагаемые основные направления его расходов обеспечивает в соответствии с базовыми принципами бюджетного законодательства безусловное выполнение ранее принятых решений, определяющих действующие расходные обязательства субъекта. В бюджете учтены в полном объеме все социально значимые расходные обязательства, в том числе на оплату труда (с учетом введения новой системы оплаты), социальные выплаты гражданам.

Удельный вес социальных расходов с учетом межбюджетных трансфертов возрос с 67 процентов от общих расходов бюджета в 2009 году до 71 процента в 2011-м. Приоритетные направления - образование, здравоохранение, культура, социальная политика.

Ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств предусмотрены в полном объеме (детские пособия, пособия детям-сиротам, усыновленным, опекаемым и приемным, льготы по ЖКУ, монетизации, пособия членам семей погибших, исполнявших воинский долг, единовременные компенсации реабилитированным лицам и т.д.).

В бюджете запланированы также средства на повышение стипендий с 1 сентября 2008 года обучающимся в вузах до 1100 рублей, средних специальных учебных заведениях и ПТУ - до 400 рублей, индексирование детских пособий, размер которых составит в 2009 году 141 рубль, 2010-м - 151, 2011-м - 162 рубля.

- Как будут обстоять дела с зарплатой работников бюджетной сферы?

- Бюджетная политика на среднесрочную перспективу ориентирована на введение новых систем оплаты труда этих работников. Их применение должно обеспечить соответствие качества труда работника и уровня его оплаты, который должен быть достойным.

В целях реализации федерального закона "О внесении изменения в статью 1 федерального закона" "О минимальном размере оплаты труда" в бюджете запланированы средства для доведения МРОТ с 1 января 2009 года до 4330 рублей. Также предусмотрены средства на введение новой системы оплаты труда для работников бюджетных учреждений.

- Будущий год объявлен в Астраханской области Годом села. Учтено ли это в бюджете?

- Разумеется. Бюджет предусматривает увеличение расходов на нужды сельчан за три года против нынешних на 45 процентов. Межбюджетные трансферты муниципальным образованиям области возрастут в 2009 году до 7,9 млрд. рублей, в 2010-м - до 8,7 млрд. рублей, а в 2011-м - до 9,3 млрд. рублей.

В целях стимулирования работы органов местного самоуправления региона по наращиванию налогового потенциала территорий бюджетом предусмотрено увеличение размера отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты районов, он составит в 2009 году 13,4 процента, в 2010-м - 11,7 процента, в 2011 году - 10,1 процента. В результате муниципальные районы в форме отчислений от НДФЛ получат, соответственно, 1088,9 млн. рублей, 1150,1 млн. и 1241,6 млн. рублей, что выше уровня 2008 года более чем в два раза.

Расходы на господдержку агропромышленного комплекса области на 2009 - 2011 годы запланированы ежегодно в 2,2 раза выше уровня нынешнего года.

- Какие конкретно проекты будут поддерживаться в сфере АПК?

- Это дальнейшая реализация приоритетного нацпроекта "Развитие агропромышленного комплекса", трансформируемого с 2008 года в государственную целевую программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2010 годы по трем основным направлениям. Это ускорение развития сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни их населения. Повышение конкурентоспособности российской сельхозпродукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства. И третье - сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

- Какова политика в области бюджетных инвестиций?

- В 2009 - 2011 годах намечается продолжить политику стимулирования и роста инвестиций. Большую часть средств областной адресной инвестиционной программы в 2009 - 2011 годах планируется направить на модернизацию и реконструкцию жилищно-коммунального комплекса в части обеспечения питьевой водой сельского населения, газификацию территорий, а также на привлечение средств федерального бюджета на софинансирование федеральных целевых программ, в том числе на реализацию национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Беседовал Александр КИРЕЕВ
27.11 Волга: N177 (25460)
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован