Как мы уже сообщали, бюро обкома КПСС признало необходимым создание центра правовой политики. О задачах, стоящих перед новым формированием, наш корреспондент попросил рассказать начальника государственного правового отдела облисполкома Ю.Г. Курина.
- Кому принадлежит идея создания Центра?
- Два месяца назад на региональном совещании по развитию области в тринадцатой пятилетке идею создания Центра высказал заведующий кафедрой государственного права и советского строительства Иркутского университета доцент С.И. Шишкин. Она была положительно воспринята руководством обкома партии и облисполкома. Дело в том, что идея уже витала в воздухе.
Предложение Сергея Ивановича было реакцией на общее настроение неудовлетворенности, которое многие руководители и специалисты областного уровня испытывали в последнее время от совершенно новой для себя работы. Что это за работа? С начала нынешнего года в их адрес потоком стали поступать многочисленные законопроекты для обсуждения и внесения своих замечаний. Обсуждения проводились, замечания направлялись, но чувство неудовлетворенности оставалось. Времени на знакомство с поступающей на данную тему корреспонденцией было очень мало: глубокое изучение ее иногда становилось просто невозможным. Да и многого ли можно добиться в таком серьезном деле только на общественных началах? Это сказывалось на качестве обсуждений и замечаний, то есть существенно снижало эффективность участия в законотворческом процессе. Стало совершенно очевидно, что дальше делать эту работу на любительском уровне просто невозможно.
- Перестройка сопровождается стремительной юридизацией общества, "взрывом" законотворчества. А кто это законотворчество инициирует? Как правило - центральные министерства и ведомства, ведь практически только они имели право законодательной инициативы. Можно ли сломать административно-командную систему, если так будет продолжаться и впредь?
- Наверное, нет. Обязательным условием борьбы с монополизмом, диктатом центра должно стать участие регионов в законотворчестве. Пока же они отстранены от выработки и осуществления правовой политики. Создавшееся положение далее терпеть нельзя. Регионы имеют свои специфические интересы, которые иногда не только отличаются, но даже и противоречат интересам отрасли и центра. Это должно учитываться в законодательном процессе. Кроме того, необходимость создания Центра правовой политики вытекает из ряда других обстоятельств. На иной качественной основе протекает парламентская деятельность народных депутатов СССР. Судя по тому, как будут избираться народные депутаты РСФСР, парламент России окажется гораздо радикальнее, чем парламент Союза. Значит, еще более обострится проблема правовой подготовки депутатов. Возникают сложности в осмыслении экстраординарных общественных явлений и процессов (забастовки, пикетирования, голодовки и т.д.). Создаются временные комитеты по борьбе с преступностью. Ожидаются большие государственно-правовые реформы статуса автономных округов и других форм национально-политической автономии. Объявлен юридический всеобуч. Все это требует нового правового мышления, которое необходимо формировать, в том числе и с помощью Центра правовой политики.
- Имеются ли такие организации где-либо еще? Хватит ли у инициаторов идеи сил для ее воплощения?
- Нам неизвестно существование таких Центров в стране, хотя, знаем, что подобные формирования существуют за рубежом.
По поводу ваших сомнений о возможности осуществления идеи в Иркутске отвечу так. Определенные интеллектуальные и организационные предпосылки для создания Центра именно здесь уже имеются. Кафедра, руководимая С.И. Шишкиным совместно с И.Т. Осадчим, Г.Н. Дырдо и другими руководителями ГлавПЭУ облисполкома, внимательно изучает вопросы правового регулирования местного самоуправления и местного хозяйства. Сейчас этой работе придано значительное ускорение, так как возможен переход Иркутской области на хозрасчет уже через четыре месяца. Государствоведами ИГУ подготовлен пакет современных средств обучения депутатов и участников избирательных кампаний, разработано тридцать программ для ЭВМ, сценарии деловых и оргдеятельностных игр и т.д. Имеется опыт разработки альтернативных законопроектов. Некоторые идеи иркутских государствоведов были восприняты на Съезде народных депутатов СССР или во всяком случае оказались полезными и созвучными дискуссиям на съезде и сессии. С.И. Шишкин приглашен на осеннюю сессию Верховного Совета СССР в качестве эксперта по ряду законопроектов. Думаю, всем ясно, почему выбор пал именно на него. Бюро обкома партии рекомендовало Сергея Ивановича на должность председателя президиума Центра.
- Читателей наверняка заинтересует структура Центра.
- Поскольку это новая нетрадиционная организация, в деталях структура пока еще не определена. Но кое-что уже выкристаллизировалось. Председатель возглавит коллегиальный президиум из десяти (ориентировочно) членов, в него войдут авторитетные специалисты (как практики, так и науки) в области права, экономики, управления, социологии. Председатель и члены президиума работают на общественных началах. Они определяют перспективные программы и текущие планы Центра. Для этого им нужно хорошо знать конъюнктуру на правовом "рынке", правильно почувствовать общественные потребности, принять актуальные заказы, определить сроки и основные параметры заказов.
Над выполнением заказов будут "мозговать" штатные специалисты Центра. В случае необходимости по договорам можно привлечь экспертов и консультантов. После выполнения заказа работу оценит президиум и в случае добротности передает заказчику. Центру не обойтись без технического секретариата, своего расчетного счета, а он, не сомневаюсь, принесет прибыль.
Конечно, данная задумка несколько противоречит старому представлению о том, как должны рождаться законы. Но если мы хотим иметь эффективное право, надо создавать стимулы для эффективного труда тех, кто его готовит.
- ...И отказываться от изживших себя традиций.
- Разумеется, ведь традиции бывают разными в том числе и вредными. А что могут предложить возможные оппоненты? Работать на общественных началах? Но 70 лет мы создавали право именно таким образом, и в результате говорим об отсутствии у нас правового государства. Работать на бюджете? Но это не стимулирует инициативу. Поэтому должна быть плата за проект правового документа. В этом случае автор будет ставить свою подпись и нести ответственность. Время анонимных законопроектов и безответственных законотворцев уходит. Если говорить конкретно, то "законотворцы" Центра будут нести ответственность перед облисполкомом, который имеет право Центр как организовать, так и ликвидировать.
- В каких формах будет осуществляться деятельность Центра?
- Он мыслится как новая форма проведения научно-пропагандистской, экспертной, консультационной и учебной деятельности путем консультирования народных депутатов СССР, РСФСР и местных Советов по юридическим вопросам и вопросам тактики парламентской деятельности, разработки альтернативных и инициативных законопроектов, обучения партийных, советских, профсоюзных активистов, хозяйственных руководителей и специалистов вопросам применения законодательства.
Будут проводиться экономико-правовые исследования, на базе которых планируется готовить новые модели государственно-кооперативных объединений, предприятий, производств и отраслевых систем. Центр должен обеспечить также правовую проработку внешнеэкономической деятельности, валютно-финансовых и торговых операций. Предлагается проведение опросов общественного мнения по вопросам эффективности действующих и необходимости нового законодательства, по вопросам борьбы с преступностью и укрепления законности. Центр призван, на мой взгляд, организовать общественные обсуждения законопроектов и иных нормативных актов, устраивать пресс-конференции и брифинги руководителей партийных, советских, правоохранительных органов, выступать с аналитическими обзорами законодательства и юридической литературы.
Особое внимание будет уделено изучению и использованию зарубежного правового опыта.
- Что за проблемы стоят перед Центром сегодня, чем он будет заниматься завтра?
- Бюро обкома КПСС работу по созданию и финансированию Центра поручило облисполкому и ГлавПЭУ. Сейчас проблема в получении помещения, подборе специалистов, обеспечении оргтехникой и литературой. Как только она решится, можно приниматься за дело.
Первыми акциями Центра станут экспертиза законопроектов, полученных народными депутатами СССР для обсуждения на осенней сессии Верховного Совета и утверждения на съезде. Кроме экспертизы имеющихся проектов, будут подготовлены альтернативные к ним, а также проекты тех других законов, которые, по мнению Центра необходимо принять. Кроме того, есть реальная возможность в ближайшее время организовать в несколько потоков обучение кадров, которым предстоит участвовать в выборах народных депутатов республиканских и местных Советов.
- Инициаторы создания Центра предлагали назвать его "региональным". Что за этим стоит?
- Мы надеемся, что Центр фактически станет региональным, хотя сейчас он при Иркутском облисполкоме. Союзные съезд и сессия Верховного Совета показали, что серьезные альтернативные решения могут быть проведены в жизнь при условии объединения тех депутатов, кто имеет общие интересы. Считаем, что народные депутаты СССР, а в дальнейшем и народные депутаты РСФСР (Иркутской и Читинской областей, Бурятской и Якутской АССР) имеют общие интересы. Экономика нашего региона носит ярко выраженный сырьевой характер. Массированная добыча и переработка леса и электроэнергии создали экологическую напряженность. К тому же у нас очень низкие по сравнению с СССР и РСФСР показатели социального развития. Отстаивать свои интересы в парламенте и правительстве депутатам региона проще, объединившись в региональную группу. И здесь Центр мог бы оказать им помощь.
В этом нет ничего "оппортунистического". Как известно, в платформе ЦК КПСС по национальной политике признана целесообразность перехода в РСФСР к управлению по крупным регионам, создания здесь как хозяйственных, так и советских органов, обеспечивающих комплексное развитие. Центр правовой политики, находящийся в Иркутске, намерен использовать научный потенциал всего региона.
И в завершение хочу добавить, что Центр мыслится как демократичная организация, открытая система, где будет обеспечен здоровый плюрализм правотворческих идей независимо от того, кому они принадлежат.
Восточно-Сибирская правда
12 сентября 1989 года
http://kurin.ru/index.php?articles_id=124