Академик РАН А.А. Кокошин в 2000-е гг. предложил концепцию "реального суверенитета" для современной системы международных отношений в начале 2000-х годов. По его определению, "РЕАЛЬНЫМ СУВЕРЕНИТЕТОМ обладает сравнительно небольшое число стран, и это не только современный феномен. Так было практически на протяжении всей мировой истории".
Он отмечал, что "реальный суверенитет означает способность государства на деле (а не декларативно) самостоятельно проводить свою внутреннюю, внешнюю и оборонную политику, заключать и расторгать договоры, вступать или не вступать в отношения стратегического партнерства и т.п.".
Далее Кокошин пишет: "Реальный суверенитет предполагает национальный контроль над аэродромной сетью и управлением воздушным движением, над нефте- и газопроводами и соответствующими терминалами, железнодорожной сетью, федеральными автотрассами, над рядом отраслей гражданской наукоемкой промышленности, тесно связанных с оборонно-промышленным сектором, независимость важнейших каналов эфирного телевидения от иностранного капитала. Одним из важных факторов обеспечения реального суверенитета является развитие в стране фундаментальной науки, финансирование которой должно взять на себя прежде всего государство. Серьезное значение имеет способность «политического класса», бизнес-элиты и интеллектуальной элиты к самостоятельному стратегическому мышлению в области безопасности, в том числе в области оборонной политики, экономики и социального развития, к мышлению, опирающемуся на обширную общественно-научную базу как теоретического, так и прикладного характера, на чувство просвещенного патриотизма".
По мнению Кокошина, "реальный суверенитет предполагает и наличие собственной, устойчивой к внешним воздействиям банковской системы, контролируемой государством и национальным капиталом. Огромное значение в современных условиях имеет наличие у государства сильной финансовой системы с невысокой степенью зависимости от внешних заимствований".
См. Кокошин А.А. Реальный суверенитет в современной мирополитической системе. Изд. 3-е, расширенное и дополненное. М.: "Европа", 2006. ISBN 5-9739-0058-4.
Позднее (в 2014 г.) Кокошин писал, что для обеспечения реального суверенитета России необходима реализация политики "новой индустриализации", объявленной руководством РФ: "Одним из важнейших условий обеспечения реального суверенитета России является полномасштабная реализация объявленных руководством государства планов новой индустриализации с созданием большого числа рабочих мест в высокотехнологичных отраслях экономики, с весьма значительным подъёмом производительности труда. Здесь требуются сверхусилия, в том числе со стороны госаппарата и бизнеса, чёткое определение тех сегментов мировой экономики, в которых мы можем и должны занять высокие места. Без решения такого рода задачи полномасштабно обеспечить реальный суверенитет России, её национальную конкурентоспособность не удастся, как невозможно ведение успешной борьбы в киберпространстве, отстаивание в нём суверенных прав нашей страны. Ключевую роль здесь должны сыграть информационно-коммуникационные технологии (от микропроцессоров до суперЭВМ), технологии создания и производства новых материалов с заранее заданными свойствами, биотехнологии (включая биомедицинские технологии, фармацевтику, основанную на новейших научно-технических достижениях), робототехника и др."
См.: Кокошин А.А. Обеспечение реального суверенитета России в современном мире // Вестник Российской академии наук, 2014, том 84, № 12. С. 1090-1097.