16 сентября 2004
2930

Акулов М.П: О ПРИНИМАЕМЫХ МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ НА ОБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

События, произошедшие в России и мире в течение года, прошедшего со времени проведения I-ой международной научно-практической конференции `Терроризм и безопасность на транспорте` со всей очевидностью подтвердили правоту и справедливость выводов и прогнозов, сделанных в ходе её проведения, практическую ценность выработанных рекомендаций, отдельные из которых нашли своё отражение в решениях Антитеррористической комиссии МПС России и материализовались на практике в процессе осуществления мер по совершенствованию деятельности по противодействию терроризму на федеральном железнодорожном транспорте.

Деятельность по противодействию терроризму на федеральном железнодорожном транспорте, являющемся одной из важнейшей составляющей национальной безопасности страны, строится в соответствии с федеральными законами, Указами Президента, Постановлениями Правительства Российской Федерации и ведомственными нормативными актами, которыми определены задачи, решение которых призвано обеспечить безопасность жизни и здоровья пассажиров и работников железнодорожного транспорта, предупреждение, выявление и пресечение террористической деятельности на объектах железных дорог и минимизацию её последствий, выявление причин и условий, которые могут способствовать возможной террористической деятельности.

В ходе решений этих задач в МПС и его подразделениях на местах накоплен определенный опыт организации работы по противодействию терроризму, который наряду с опытом подобной работы других министерств и ведомств был использован при разработке Концепции противодействия терроризму на федеральном железнодорожном транспорте, создании системы органов, на которые возложены решение задач противодействия терроризму, формировании системы мер противодействия терроризму, включающая в настоящее время организационные, административно-режимные, технические, профилактические, воспитательные и иные меры.

В результате принятых организационных мер работа по противодействию терроризму приобрела целенаправленный плановый характер, определены основные её направления:

- внедрение ведомственной системы мер противодействия на объектах железных дорог;

- обеспечение необходимой готовности органов управления, персонала объектов железных дорог к действиям по предупреждению и пресечению преступлений террористического характера на объектах железных дорог;

- предоставление в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком материально-технических и финансовых средств, транспортных средств и средств связи, медицинского оборудования и др., исходя из потребностей в области борьбы с терроризмом.

Вопросы обеспечения безопасного функционирования железнодорожного транспорта постоянно находятся в поле зрения руководства МПС России, которое отдаёт себе отчёт и в том, что, работая в условиях реформирования отрасли, необходимо предусмотреть всё необходимое, чтобы не допустить снижения уровня безопасности объектов железнодорожного транспорта от угроз террористического характера.

В этих целях на сети железных дорог организовано и постоянно проводится изучение, анализ, оценка и прогнозирование складывающейся оперативной обстановки. Эта работа помогает раскрыть сущность и причины происходящих событий, фактов, установить тенденции в развитии событий, ясно представлять объективно сложившиеся условия, в которых протекает деятельность по противодействию терроризму.

Результаты оценки сложившейся на сети железных дорог обстановки позволили выявить основные проблемы и недостатки в работе по противодействию терроризму:

- уровень режимных мер на объектах железнодорожного транспорта не адекватен требованиям обеспечения их безопасности;

- недостаточная оснащенность объектов современными техническими средствами защиты от возможных преступных посягательств, средствами поиска и обнаружения оружия, боеприпасов, ВВ и ОВ, вследствие чего режимные меры по перекрытию их скрытого проноса, провоза и пересылки пока ещё недостаточного эффективны;

- уровень профилактической работы на сети железных дорог не адекватен требованиям обеспечения безопасного функционирования железнодорожного транспорта, продолжают фиксироваться факты незаконного вмешательства в его деятельность: наложение посторонних предметов на рельсы, разоборудование обустройств железнодорожных путей, так называемый `телефонный` терроризм. Принимаемые в связи с этим меры по их пресечению и минимизации возможных тяжких последствий требуют привлечение необходимых сил и средств, серьезных материальных затрат, с одной стороны, а с другой - срывают нормальную жизнедеятельность объектов железнодорожного транспорта, наносят серьезный психологический и материальный ущерб пассажирам и обслуживающему персоналу;

- высокий уровень незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства, среди которых могут быть лица, причастные к совершению террористических актов, наемничеству и других преступлений террористического характера;

- остаётся актуальной и проблема дальнейшего совершенствования взаимодействия и координации деятельности с органами исполнительной власти при проведении всего комплекса мер противодействия терроризму. До настоящего времени не полностью решён вопрос упорядочения движения и парковки автотранспорта на территориях, близлежащих к объектам с массовым пребыванием людей не рассредоточены мини-рынки на их территориях. Особую тревогу вызывает и то обстоятельство, что местными правоохранительными органами не всегда принимаются меры уголовного и административного преследования по фактам незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта, тенденцию снижения количества которых пока, к сожалению, нельзя отметить. Сам факт задержания злоумышленников с поличным не даёт гарантии, что они понесут должную ответственность. Такое мощное средство предупреждения преступлений, в том числе и террористического характера, как уголовная и административная ответственность практически не используется;

- требует совершенствования и система обучения персонала объектов железных дорог вопросам организации и проведения работы по противодействию терроризму, его подготовки к действиям в условиях угрозы или совершения террористических актов.

В итоге изучения и оценки сложившейся на железнодорожном транспорте обстановки был составлен прогноз ей развития, выработаны меры, направленные на решение выявленных проблем и устранения имеющихся недостатков, разработаны планы основных организационных мероприятий, охватывающих организацию работы по противодействию терроризму как в целом по отрасли, так и по отдельным направлениям и участкам работы.

1. Административно-режимные меры

В целях повышения уровня антитеррористической защищенности и во исполнение решений АТК МПС России на объектах железнодорожного транспорта приняты меры по усилению их охраны и пропускного режима. В условиях недостаточного финансирования проведения охранных мероприятий большое значение придаётся организационным мерам по предотвращению возможных противоправных действий различного характера. Министерством приняты меры по разработке дополнительных нормативных документов, регламентирующих работу по противодействию терроризму на объектах железнодорожного транспорта, во исполнение которых проведена работа по моделированию возможных угроз объектам железнодорожного транспорта, определению их уязвимости, разработке планов мероприятий на случаи возникновения угрозы или совершения террористического акта, в том числе и мероприятий по эвакуации пассажиров и персонала.

Внесены соответствующие дополнения в должностные инструкции работников железнодорожного транспорта, разработаны типовые алгоритмы их действий по предупреждению и пресечению возможных террористических актов.

Приняты меры по рассредоточению мини-рынков на территориях вокзалов, особенно, на возможных путях эвакуации пассажиров, по упорядочению движения и стоянки автотранспорта на территориях, близ лежащих к объектам с массовым пребыванием людей. Созданы дополнительные системы досмотра багажа и ручной клади с использованием досмотрово-поисковой техники для поиска и обнаружения оружия, боеприпасов, радиоактивных и отравляющих веществ и повышены требования к качеству его проведения. В этих же целях представителями правоохранительных органов производятся досмотры пассажирских поездов, пассажиров и их багажа, а также комиссионная выдача грузов, прибывающих из Чечни.

Продолжается работа по расширению сети устройств экстренной связи `пассажир-милиция` на вокзалах, а в поездах - `пассажир-машинист`, средств определения номеров звонивших абонентов и звукозаписывающей аппаратуры, организации `телефонов доверия` и `горячих` линий.

В целях своевременного выявления признаков возможной подготовки террористических актов на объектах железных дорог регулярно проводится проверка содержания ведомственных помещений, в первую очередь, помещений сдаваемых в аренду, выполнения требований инструкций о правилах хранения инструмента строгого учета и других средств, которые можно использовать при совершении возможного террористического акта.

Важным элементом подготовки инфраструктуры федерального железнодорожного транспорта к противодействию терроризму являются принимаемые меры по обеспечению надежной физической защиты наиболее ответственных ее элементов, в том числе и пунктов слива - налива (погрузки - выгрузки) опасных веществ, мест отстоя вагонов, цистерн и т.п.

На железных дорогах организован постоянный контроль за неукоснительным соблюдением порядка воинских перевозок, транспортировки и хранения взрывчатых, ядовитых и радиоактивных веществ. В связи с этим необходимо отметить, что безопасность транспортировки опасных грузов имеет очень важный аспект - межведомственный, ведь когда они отправляются в путь, то попадают в ведение различных организаций, поэтому требует дальнейшего совершенствования ряд вопросов, связанных, в том числе, со степенью готовности сопровождающих лиц и охраны транспорта, взаимодействием сопровождающих лиц и охраны с грузоперевозчиком, территориальными органами ФСБ, МВД, МЧС и органами местного самоуправления.

В целях оперативного проведения мероприятий по минимизации и ликвидации последствий возможных террористических акций на железных дорогах постоянно проводится работа по поддержанию высокой степени готовности аварийно-спасательных формирований, лечебных учреждений, медицинских выездных бригад. В лечебно - профилактических учреждениях созданы группы медицинского прикрытия. Пожарные и восстановительные поезда доукомплектованы техническим оборудованием, инвентарем и средствами связи.

2. Технические меры.

В 2001 году во исполнение решения Федеральной антитеррористической комиссии и в соответствии с Планом комиссионного обследования объектов особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации, Председателем Федеральной Антитеррористической комиссии М.М. Касьяновым 6 января 2001 года No 112п-П4, МПС России совместно с железными дорогами и с участием представителей правоохранительных органов проведено обследование и категорирование объектов федерального железнодорожного транспорта в целях определения уровня и состояния их антитеррористической защищенности.

По материалам обследования объектов был определен перечень объектов железнодорожного транспорта для первоочередного оснащения техническими средствами охраны и перечень технических средств разрешенных и рекомендованных для оснащения объектов ж.д. транспорта. Одновременно МПС России был разработан `План мероприятий по повышению антитеррористической защищенности объектов федерального железнодорожного транспорта на 2002 год`. На эти цели в инвестиционной программе МПС России на 2002 год было выделено 70 млн. руб. На сегодняшний день разработан проект плана на 2003 год, который находится в стадии утверждения.

Для проведения паспортизации категорированных объектов ж.д. транспорта в 2002 году разработана форма `Паспорта` и направлена на все железные дороги. В целях единообразия оборудования ж.д. вокзалов системами телевизионного наблюдения и уменьшения финансовых затрат разработаны и направлены на дороги `Типовые проектные решения по оборудованию ж.д. вокзалов системами телевизионного наблюдения`. Одновременно в 2002 году проведено два региональных семинара в г. Самаре и в г. Екатеринбурге по повышению эффективности использования систем телевизионного наблюдения и организации работы по охране физических лиц.

С учетом появления на рынке новых технических средств охраны и технических средств по предупреждению террористических актов в настоящее время готовится откорректированный перечень технических средств разрешенных и рекомендованных для применения на объектах железнодорожного транспорта на 2003 - 2005 годы.

3. Профилактические меры

Большое внимание мы уделяем организации и проведению профилактической работы, которую рассматриваем как одну из важных своих функциональных задач противодействия терроризму, решение которой предполагает предупреждение и пресечение нежелательных с точки зрения обеспечения безопасности железнодорожного транспорта процессов и антиобщественных проявлений, предупреждение их перерастания в преступления, устранение причин и условий способствующих совершению преступлений.

В качестве объектов профилактической работы мы рассматриваем лиц (группы лиц), которые допускают нарушение установленных специальных режимов, режимов безопасности, правил хранения и транспортировки оружия, ВВ, ОВ и иные нарушения, создающие условия для совершения преступлений.

В профилактической работе используется ряд общепредупредительных мер, в их числе:

- правовые: создание специальных режимных зон, режимом безопасности и охраны объектов, применение административных мер за проступки, могущие перерасти в преступления;

- организационные: устранение недостатков в деятельности должностных лиц, вследствие которых создаются условия для совершения преступлений;

- воспитательные: правовая пропаганда в целях повышения правовой и политической культуры работников железнодорожного транспорта и населения с применением различных форм, методов и средств, формирования неприятия идеологии терроризма как метода решения общественных проблем.

Значительную роль в этом мы отводим работе со средствами массовой информации: ТВ, радио и пресса, через которых до населения доводится информация об имевших место террористических актах, мерах их предупреждения, алгоритм поведения граждан в условиях возникновения угрозы или совершения террористических актов.

Сегодня необходимо усилить профилактическую функцию транспортных и правоохранительных органов, организовать широкий фронт борьбы с проявлениями, могущими перерасти в противоправные действия, выявление и локализацию обстоятельств, способствующих терроризму, продумать предложения по совершенствованию законодательства об ответственности за терроризм и деяния, ему способствующие.

4. Обучение персонала

Одно из важнейших условий обеспечения безопасности на объектах федерального железнодорожного транспорта - умение персонала безошибочно действовать в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие угрозы или совершения террористического акта.

Это, в свою очередь, непосредственно зависит от уровня подготовленности работников железнодорожного транспорта к решению задач противодействия терроризму непосредственно на своих рабочих местах (участках). Поэтому МПС уделяет особое внимание организации и проведения обучения персонала объектов по этому направлению своей деятельности в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования железнодорожного транспорта.

В отрасли развивается и совершенствуется система обучения и подготовки персонала по вопросам организации и проведения работы по противодействию терроризму, которая осуществляется на курсах повышения квалификации, функционирующих на базе высших учебных заведений отрасли, разрабатывается единый ведомственный подход к организации обучения и его содержанию, формируется учебно-методическая база. Обучением, проводимым как с отрывом от производства, так и без отрыва от производства, охвачены практически все категории работников, включая и руководящий состав центрального аппарата Министерства, Управлений железных дорог, предприятий и организаций, должностных лиц, ответственных за проведение по противодействию терроризму. В ходе обучения используются различные формы и методы, в частности, в целях формирования навыков и умений действовать в условиях угрозы террористических актов широко практикуется проведение учений по действиям персонала в этих условиях, а для отработки взаимодействия с правоохранительными органами, повышения уровня реагирования совместные с ними командно-штабные учения и т.п. Главная особенность программы обучения - учет специфики железнодорожного транспорта, категории обучаемых и связь обучения с практикой. И как показали проведенные Министерством проверки, уровень подготовленности работников железнодорожного транспорта к решению задач противодействия терроризму значительно возрос.

Акулов М.П.
заместитель Министра путей
сообщения Российской Федерацииhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован