14 сентября 2001
1425

Альбина Никконен: Инвесторы проявляют интерес

Венчурное финансирование - термин, который для многих российских предпринимателей до сих пор не более чем заморская диковина. При этом система экономических отношений такого типа между инвесторами и предприятиями в России уже существует. Более того, она развивается достаточно быстрыми темпами. Вот лишь одно тому подтверждение: в декабре прошлого года в Москве состоялась Первая венчурная ярмарка, на которой как раз обсуждались вопросы рискового (венчурного) инвестирования.

Мы попросили рассказать о ее результатах исполнительного директора Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ) Альбину НИККОНЕН .

- Первый вопрос, естественно, об эффективности такого рода ярмарок для инвесторов и самих предприятий.

- Венчурный капитал - это наиболее эффективный инвестиционный инструмент, ориентированный в первую очередь на малый бизнес с большим потенциалом роста. А где еще венчурные капиталисты могут найти интересные компании, как не на венчурных ярмарках? В России механизмы венчурного инвестирования начали развиваться сравнительно недавно. Однако, несмотря на это, после первой ярмарки стало ясно, что "мосты" постепенно наводятся. С одной стороны - между предпринимателем и инвестором, позволяя им "говорить на одном языке" и помогая превращать заинтересованность в партнерство. С другой - между бизнесом и властью, что способствует более четкому пониманию необходимости сотрудничества прямых (венчурных) инвесторов и властных структур. Надо сказать, что в России подобный подход к привлечению инвестиций, особенно в наукоемкий бизнес, был продемонстрирован впервые и показал готовность всех сторон к созданию новой системы финансирования и развития предпринимательства.

- Значит ли это, что Вторая венчурная ярмарка будет не последней?

- Министерство промышленности, науки и технологии РФ и Российская ассоциация венчурного инвестирования, авторы и основные организаторы ярмарок едины в том, что такое полезное мероприятие должно стать ежегодным. Дело в том, что оно позволяет решать сразу несколько важных задач. А именно: дает представление российским и зарубежным инвесторам о возможностях российских инновационных компаний как объектов для инвестиций, формирует благоприятный инвестиционный климат и взаимопонимание между предпринимателями и чиновниками, а также способствует привлечению инвестиций в компании научно-технологической направленности.

- Что думают по этому поводу сами участники ярмарки в Москве?

- Компании-участники и инвесторы ярмарки заинтересованы в дальнейшем проведении подобных мероприятий. При этом инвесторы отметили, что экспозиция представленных на ярмарке компаний заметно отличается от экспозиций традиционных выставок благодаря более высокой инвестиционной культуре и легкости общения с менеджерами компаний вследствие предварительно проведенного специального тренинга.

На ярмарке инвестор может за один день и в одном месте посетить 10 - 20 и более компаний. В свою очередь у компаний появляется не менее уникальная возможность общения с различными финансовыми институтами - от зарубежных венчурных фондов и фондов прямого инвестирования до активизировавшихся в последнее время российских частных инвесторов.

Таким образом, являясь своего рода "полигоном" для компаний, ярмарка предоставляет им возможность определить свое место на инвестиционном рынке, значимость своего бизнеса, его привлекательность, пути дальнейшего развития. Для развития российской системы венчурного инвестирования мероприятия такого типа играют роль "катализатора", так как позволяют инвесторам по ходу знакомства с тем или иным бизнесом менять первоначальные намерения и из чувства соперничества ("не упустить бы свою выгоду") вступать в контакты с перспективными компаниями, которые выставляются на ярмарке.

- Что вы можете сказать о характере участников ярмарки в Москве?

- В Первой венчурной ярмарке приняли участие 28 компаний из различных регионов России, включая Москву и Санкт-Петербург, представляющих такие сферы, как производство оборудования и товаров массового потребления, медицину и биотехнологию, информационные технологии, экологию. Более 200 участников из Германии, Греции, Голландии, Великобритании, Финляндии и США и, конечно же, из России откликнулись на приглашение организаторов принять участие в ярмарке.

- Она каким-то образом повлияла на имидж компаний?

- Безусловно. Судейская команда из 15 человек, включая представителей российского и зарубежного венчурного бизнеса, инновационной сферы и правительства России, определила для компаний следующие номинации: лучшая компания - победитель ярмарки, лучший маркетинг, лучшая презентация, лучший менеджмент, лучшая компания в сфере информационных технологий, компания - симпатия инвесторов, самая молодая компания. Поверьте, это не просто приятные определения.

- Очевидно, что задачи, которые вы упомянули в начале нашей беседы, на ярмарке были достигнуты. Как обстоят дела с инвестициями в конкретные компании?

- Опрос участников после ярмарки показал, что инвесторами был проявлен интерес к 17 компаниям, с которыми велись переговоры о возможности инвестиций. Однако процесс достижения соглашений сложен и требует кропотливой работы: в ряде случаев компании оказались менее готовы к партнерству, чем инвесторы. Тем не менее одна компания получила инвестиции, две - все еще продолжают процесс переговоров. Цель венчурных ярмарок - способствовать развитию системы венчурного инвестирования в России.

Источник: "Смена"

www.csr-nw.ru

14.09.2001

Максим ДЫННИКОВ
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован