17 мая 2006
1910

Александр Архангельский: Геи и славяне

Предложение допустить священников разных конфессий в армию вызвало бурный отклик. Одни били себя в грудь и кричали: нет клерикализации наших доблестных вооруженных сил, мы живем в светском государстве, у нас Конституция гарантирует равенство всех перед законом, верующих и неверующих! Другие им резонно возражали: какие же это вооруженные силы вам родные? вы же постоянно говорите о моральном распаде армии, о ее деградации, а как только предпринимается попытка поправить дело, восстановить религиозные добродетели в казарменных пределах, так вы подымаетесь на дыбы. Третьи - еще более резонно - спорили и с первыми, и со вторыми. Первым отвечали их же словами: перед законом равны все, и почему вы ли-шаете верующих право на религиозную жизнь в пределах гарнизона? Вторым напоминали: церковь вообще-то (любая церковь) не подразделение генштаба, в задачи священника не входит обеспечивать моральный климат бригады, полка, роты; она может и должна работать с человеческой личностью, заниматься ее неповторимой душой, а порядок наводить, в том числе нравственный, это дело отца-командира. Четвертые скептически замечали: может быть, оно и хорошо, чтоб вера нашла себе путь через КПП, но в наших условиях все это превратится в очередную идеологическую муштру, конфессиональную обязаловку. То есть - в собственную противоположность...

Между тем, проблема возникла только потому, что вопрос поставлен неверно. Как в свое время со школой. Что нам говорит Конституция: пускать батюшек в класс или не пускать? Изучать ли Закон Божий? Основы православной культуры? Историю мировых религий? Ничего не изучать? Но Конституция про батюшек вообще ничего не говорит. Она - действительно! - говорит только о равенстве всех перед законом. Из чего непреложно следует только одно: общество должно найти такие формы религиозной жизни в разных смешанных средах, которые это равенство гарантируют. Найти - и выбрать из этого набора форм наиболее подходящие данному обществу на данном этапе исторического развития.

Применительно к школам это выглядит так: либо параллельное существование светских, конфессионально ориентированных и национально-религиозных заведений, в пределах которых мусульмане обособлены от атеистов, атеисты от православных, православные от иудеев, те от католиков и протестантов, буддистов и кришнаитов. (И в результате еще большее расслоение страны.) Либо факультативное изучение Закона Божьего, Торы, Корана и других священных книг - после основных занятий, по заявлению родителей, отвечающих за религиозное воспитание детей вплоть до достижения теми совершеннолетия. Дети из атеистических семей в это время могут углубленно изучать теорию Дарвина, либо укреплять свое здоровье, которое дается человеку один раз и потом навсегда отбирается, либо вообще шиши пинать. Зато в учебное время все эти дети перемешиваются в классе, общаются, радуются, враждуют - то есть живут нормальной жизнью единой исторической нации, взаимоопыляясь и разговаривая на одном гражданском языке.

Применительно к армии это выглядит сходным образом. Либо формирование официальным порядком, в соответствии с особым законом, который еще предстоит принять, особых отрядов для единоверцев: православных, мусульманских, если наберутся, то иудейских, буддийских, иных. Добровольное формирование, по заявлению. Но, опять же, с неизбежным обособлением от сверстников. Либо - что лучше по описанным выше причинам - беспрепятственный допуск в части для священнослужителей, которые окормляют верующих срочной службы. По их просьбе. Потому что, повторяю, в светском современном государстве вера - дело личное; церковь (синагога, мечеть, дацан) не могут заниматься армией, но могут и должны - отдельной душой. В конце концов, Бог не творил армию, не создавал школу; Он творил Адама и создавал Еву.

Если же кто-то смотрит на вещи иначе, и убежден, что дело церкви именно что окормлять целые институции, воздействовать не на общество, которое составлено из самостоятельно мыслящих и добровольно делающих выбор людей, а на государство со всем его аппаратом насилия; что ж. Тогда надо бороться не за вхождение в отдельно взятую казарму и некоторую конкретную школу. Тогда надо бороться за смену существующего строя. Не методами православного восстания или ваххабитского джихада, а законным способом гражданского убеждения. Готовьте нацию к очередной смене вектора исторического развития, объясняйте, как хороша православная монархия, она же шариатское государство, она же любавичская община, она же буддийская республика, и как здорово будет жить в этом государственном устройстве иноверцам. Или наоборот, уговаривайте людей отречься от всякой веры, от религиозных предрассудков, во имя счастья и свободы и святого прогресса; объясняйте косному населению, как оно выиграет от запрета всякой публичной религиозной деятельности и разрешения всякой публичной деятельности - антирелигиозной. Если уговорите, уведете за собой конституционное большинство - тогда проводите референдум, меняйте конституцию, принимайте полную ответственность за настоящее и будущее. То есть будьте последовательны.

Пока такой готовности что-то не видно. Зато видна готовность провоцировать общество, расшатывать основы общенациональной жизни ради абстрактных убеждений. А может, и не только ради них. Чему свидетелями мы становимся сплошь и рядом. И когда молодой полубезумец режет синагогальных евреев. И когда темнолицая банда избивает человека, который на вопрос о том, кто он, с вызовом отвечает "Русский, православный!". И когда питерские нацисты одного за другим избивают и убивают иностранцев-инородцев. И когда организаторы всемирного похода геев и лесбиянок во что бы то ни стало хотят порадовать консервативную, но пока достаточно терпимую Москву своим игривым шествием и требованием уравнять гомофобию с антисемитизмом и фашизмом. Как будто быть семитом - это отклонение от биологической нормы... То, что вытворяли с геями православные погромщики под руководством отца Фролова, вполне стоит того, что решили вытворить геи под руководством молодого провокатора Ходорковского. (В наших обстоятельствах даже это совпадение фамилий наводит на мысль о дополнительной осознанной провокации, равно как организованное покушение на того, настоящего Ходорковского, со стороны молодого вынужденного гея по фамилии Кучма.) Но и те, и другие занимаются по существу одним и тем же. Уничтожением внутринационального мира.

Впрочем, разве только они? Разве приговор Светлане Бахминой и решение обобрать лицей в Кораллово только на том основании, что одна работала на Ходорковского (настоящего, не подменного), а другой Ходорковским профинансирован, - это не провокация, не уничтожение внутринационального мира? Можно было как угодно относиться к самому МБХ и занимать чью угодно сторону в его конфликте с властью, но невозможно спокойно смотреть на то, как его отсидка превращается в подобие пытки. Как ломают судьбы женщин, причем молодых матерей. Не смущаются уже и слезинкой ребенка. И при этом искренне верят, будто главная причина саморазложения армии заключена в том, что священники не вхожи к штаб полка. Врачу, исцелися сам.

Автор - обозреватель газеты "Известия"

11/05/2006

"2005 "РИА НОВОСТИ"


Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован