Нельзя перекладывать на Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) все проблемы отечественного авиапрома, такое мнение высказал на расширенном заседании комитета ТПП РФ по развитию авиационно-космического комплекса депутат Госдумы РФ Александр Белоусов.
По мнению Белоусова, правительство в рамках государственной промышленной политики должно отвечать за то, как будет развиваться отечественная авиационная промышленность. Депутат напомнил, что на проходивших в конце прошлого года парламентских слушаниях о состоянии и перспективах развития отечественного авиапрома подчеркивалось критическое положение этой области промышленности.
Принятый по результатам слушаний документ, по словам Белоусова, "получился достаточно жестким". "Российский авиапром находится в глубоком системном кризисе, последствия уже через несколько лет могут стать необратимыми. Ситуацию, сложившуюся в его гражданском секторе, уже сегодня следует признать критическим", - говорится в рекомендациях парламентских слушаний.
Подписание президентом Владимиром Путиным указа о создании ОАК снимает ряд вопросов, содержащихся в этом документе, однако многие проблемы остаются по-прежнему актуальными.
Первая проблема - это финансирование. В 2005 году были предприняты меры по поддержке авиапрома. Бюджетное финансирование ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России" в прошлом году увеличилось в полтора раза. Кроме того, по итогам расходования бюджетных средств удалось получить 800 млн руб дополнительных средств. На 2006 г. этот показатель ожидается на уровне 2 млрд руб - если, конечно, госбюджет первого полугодия будет хорошо исполнен, оговорился Белоусов.
В целом государственное финансирование авиапрома в 2006 году увеличится на 183%. Однако эти изменения, хотя и носят позитивный характер, не решают проблемы в целом. "Для нормального развития объемы госфинансирования должны быть увеличены", - подчеркнул депутат.
Главная проблема российского авиапрома состоит в отсутствии стратегии его развития. Предварительно одобренный 20 сентября 2005 года правительством вариант "Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2015 года" не дает системного представления ни о перспективной схеме организации авиапрома, но о планируемой системе действий федерального органа управления авиапромом по его реформированию, ни о конкретных целях, объемах и механизмах расходования бюджетных и внебюджетных средств. По словам Белоусова, "несистемность и незавершенность этого документа признается даже его разработчиками".
Как отмечается в рекомендациях парламентских слушаний, "сложилась ситуация высокой неопределенности процессов реформирования авиапрома, в которой дальнейшие практические шаги сопряжены с рисками принятия нерациональных и даже ошибочных решений". Правительство страны не может сформулировать цели и задачи государственной политики в этой области, в его действиях прослеживается желание переложить принятие принципиальных решений по реформированию отрасли на ОАК.
Однако, по мнению Белоусова, перелом сложившейся ситуации возможен только на основе разработки адекватной стратегии развития авиационной промышленности.
1 марта 2006 г.
http://www.belousov.ru/cgi/news-view.html?id=2901