Отношение федерального Центра к региону на 60-70% определяется отношением федеральных чиновников к губернатору и его команде, считает глава Республики Алтай Александр Бердников
Агентство национальных новостейГлава Республики Алтай, председатель правительства Республики Алтай Александр Бердников возглавляет регион чуть больше двух месяцев. О своих первых шагах и далеко идущих планах губернатор рассказал в интервью Агентству национальных новостей.
- Александр Васильевич, как вы прогнозируете результаты выборов в Госсобрание Республики Алтай?
- Начало выборной кампании в Госсобрание Республики Алтай - Эл Курултай совпало со сменой управленческой команды в регионе. Поэтому правительство, находившееся на стадии формирования, оказалось в стороне от избирательного процесса. Хотелось бы подчеркнуть, что мы будем выстраивать конструктивные взаимоотношения с новым составом Госсобрания независимо от расклада политических сил в нем.
- Как вы оцениваете готовность региона к реформе местного самоуправления?
- С 1 января 2006 года работа по реформированию местного самоуправления в Республике Алтай ведется в полном объеме, хотя на стадии обсуждения федерального закона No131 у нас возникла серьезная полемика. Высказывалось мнение, что для создания второго уровня местного самоуправления в регионе нет соответствующей экономической базы, что реформу необходимо отложить как минимум на два года. В Республике Алтай 10 муниципальных образований районного уровня и 1 город. В марте 2005 года Госсобрание приняло закон, в соответствии с которым в регионе создан второй уровень местного самоуправления - 90 муниципальных образований на уровне сельских поселений. Выборы депутатов и глав этих муниципальных образований успешно прошли 16 октября прошлого года.
- Расскажите, пожалуйста, о результатах проведения в республике монетизации льгот.
- В Республике Алтай монетизация льгот прошла сравнительно спокойно. Массовых акций протеста, как это было в ряде регионов России, удалось избежать. На первоначальном этапе недовольство населения вызвали значительное повышение тарифов на услуги ЖКХ и отмена бесплатного проезда в общественном транспорте. Стоит отметить, что транспортная проблема коснулась лишь незначительной части льготников, поскольку 70% жителей региона проживают в сельской местности. Что касается тарифов на услуги ЖКХ, то их рост вызван объективными причинами. Это многие понимают.
- Расскажите о ваших первых шагах на посту главы республики.
- Первым этапом работы вновь сформированного правительства Республики Алтай стал комплексный аудит региональных ресурсов и экономической инфраструктуры, показавший, что на сегодняшний день социально-экономическая ситуация в регионе достаточно сложна и требует оперативного вмешательства. Среди наиболее актуальных проблем - высокая зависимость от финансовой поддержки федерального Центра при отсутствии собственных стабильных доходов, существенный износ основных производственных фондов в ЖКХ, промышленности и сельском хозяйстве. При этом имеющиеся в нашем распоряжении ресурсы используются неэффективно или не используются вообще. Так, по минимуму учтены геополитические преимущества региона. Горный Алтай - территория с уникальными рекреационными возможностями и мощной положительной энергетикой, однако условий для цивилизованного туризма практически нет. При богатейших гидроресурсах Республика Алтай - энергодефицитный регион. Таких примеров множество. Все это дополняется серьезным управленческим кризисом: к сожалению, за последние несколько лет система управления в республике практически разрушена, исполнительская дисциплина среди чиновников и руководителей всех уровней крайне низка.
В феврале этого года в Минэкономразвития России и других федеральных ведомствах была одобрена программа социально-экономического развития РА на 2006-2009 гг. Это объемный документ, разрабатывавшийся нашими специалистами не один месяц и предполагающий целый комплекс мер по улучшению ситуации в республике. В числе приоритетных направлений развитие туризма и международной торговли (РА - приграничный регион), создание транспортной и гидроэнергетической сетей, преодоление экономической изоляции путем налаживания интегральных связей с сибирскими соседями. Как вы понимаете, работы предстоит много. Без активной поддержки федерального Центра осуществить задуманное практически невозможно.
- В связи с этим, как вы оцениваете отношение к региону со стороны федерального Центра?
- Думаю, что отношение Центра к региону на 60-70% определяется отношением федеральных чиновников к губернатору и его команде. Давать оценку самому себе считаю некорректным. Кроме того, мой управленческий стаж в качестве главы региона совсем невелик - около двух месяцев, так что какие-либо итоги подводить рано. Мы только начинаем выстраивать взаимоотношения с Центром. В конце февраля - начале марта республиканская делегация работала в Москве. Провели ряд встреч в федеральных министерствах и ведомствах. Пока везде встречают благожелательно, готовы помогать и сотрудничать. Для региональной общественности показательным станет празднование в июле этого года 250-летия добровольного вхождения алтайского народа в состав России. Программа торжественных мероприятий утверждена постановлением правительства РФ. Общероссийский оргкомитет возглавляет вице-премьер Александр Жуков. Напряженная подготовительная работа ведется и в Москве, и в регионе. Если все пройдет на достойном уровне, население республики увидит, что Центр к нам благосклонен.
- Каков уровень взаимоотношений региональной власти с политическими партиями?
- Сегодня политическая ситуация в Республике Алтай накалена до предела. Отчасти это связано с предстоящими выборами в Госсобрание РА. Отчасти - это общая специфика территории. Вообще излишняя политизированность - одна из основных проблем нашего региона, отрицательно сказывающаяся и на экономике, и на социальной сфере. Ни одно организационное решение не принимается без бурных политических дебатов, зачастую возникающих на пустом месте. Сейчас правительство старается не ввязываться в бессмысленные дискуссии, по мере возможностей координируя политические процессы. Для нас первоочередным является стабилизация экономической ситуации в регионе. А там, если все сложится удачно, придет время стабильности и в политике.
- Как вы оцениваете влиятельность в регионе "Единой России", других политических партий?
- Несмотря на сравнительную малочисленность населения (чуть более 200 тысяч человек), у нас представлен практически весь политический спектр. Как я уже говорил, республика в значительной степени политизирована. Однако не стоит забывать о такой особенности нашего региона, как национальный вопрос. В регионе существуют многочисленные общественные национальные организации, которые зачастую не менее влиятельны, чем политические партии. Многое в менталитете нашего народа определяет персона, харизматичный лидер, на которого люди ориентируются, не взирая на свои идеологические убеждения.
- Каковы перспективы объединения различных политических сил на выборах либо в ходе работы в представительных органах власти?
- Консолидация - это тот процесс, который сегодня жизненно необходим республике. Я неоднократно говорил на встречах с республиканской общественностью: без объединения усилий всех секторов общества изменений к лучшему не ждите. На протяжении нескольких лет в Республике Алтай наблюдалось противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти. Это был сложный, болезненный процесс, негативно сказавшийся на ситуации в целом. Сегодня представители различных политических сил, общественные деятели и национальные лидеры открыто говорят, что устали от конфликтов и интриг. Это свидетельствует о том, что определенный объединительный потенциал в регионе есть.
- А как вы оцениваете взаимоотношения местных отделений партий с федеральными партийными структурами?
- На мой взгляд, большинство региональных отделений партий действуют автономно от Центра. Координацию и поддержку со стороны центрального партаппарата получают лишь основные политические игроки - "Единая Россия", "КПРФ", "Родина", ЛДПР и еще ряд отделений. В настоящее время в Республике Алтай чуть более 136 тысяч избирателей. В масштабах федеральных выборов это не так много. Возможно, поэтому интерес центральных партийных структур к нашему региону несколько снижен.
Справка АНН:
Александр Васильевич Бердников родился 8 апреля 1953 года в городе Горно-Алтайске. В 1986 году окончил Алтайский государственный университет. В 1973-1974 гг. - станочник мебельной фабрики в городе Горно-Алтайске. В 1974-1976 гг. - милиционер, участковый инспектор ОВД Горно-Алтайского горисполкома. С 1976 по 1980 гг. - старший инспектор уголовного розыска, начальник отделения уголовного розыска ОВД Горно-Алтайского горисполкома. С 1980 по 1982 гг. - старший инспектор по особо важным делам управления уголовного розыска УВД Алтайского края, заместитель начальника отдела по борьбе с преступлениями против личности управления уголовного розыска УВД Алтайского края. В 1983-1990 гг. - начальник ОВД Майминского райисполкома Горно-Алтайской автономной области. В 1990-1991 гг. - заместитель начальника УВД Горно-Алтайского облисполкома. В 1991-1992 гг. - первый заместитель министра, начальник службы криминальной полиции МВД Республики Алтай.
С 1993 года - министр внутренних дел Республики Алтай. С 14 октября 2002 года - главный федеральный инспектор в Алтайском крае. С 29 октября 2002 года - главный федеральный инспектор в Республике Алтай и Алтайском крае территориального управления аппарата полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе. С 6 марта 2003 года - главный федеральный инспектор в Алтайском крае территориального управления аппарата полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе.
22 декабря 2005 года Александр Бердников утвержден на пост Главы Республики Алтай.
Сергей Попов
Агентство национальных новостей
09.03.2006
http://www.governors.ru/?regmode=fio®ion=4&okrug=0&razdel=smi&statja=8493