02 мая 2007
3175

Александр Долгин: Коллективный разум оценит все. ИМХО

Себе подобные найдутся автоматически

СПб. Деньги и время нужно тратить с толком. Предприниматель и профессор ГУ-ВШЭ Александр Долгин доказывает, что внимание, эмоции и вдохновение - тоже.

Долгин придумал и создал первый в России рекомендательный сервис, основанный на коллективной потребительской экспертизе - ИМХО-клуб (от устойчивого оборота in my humble opinion - "по моему скромному мнению"), www.imhoclub.ru. Сервис позволяет пользователям на основе своих культурных предпочтений находить единомышленников и обмениваться с ними рекомендациями. Несмотря на то что сейчас в Сети открыт только раздел, посвященный литературе, сервис спроектирован как мультикультурный. Летом коллективной потребительской экспертизе подвергнутся кинофильмы, а потом и продукты всех культурных индустрий: спектакли, выставки, концерты, а также отели, рестораны и учебные заведения.

Предыстория

Семь лет назад Александр Долгин, московский предприниматель, руководитель групп компаний "Союзнихром" и Urban Group, понял, что наряду с приземленными бизнесами - металлургией и недвижимостью - его увлекают рынки культуры и искусства. Правда, способ приложения своих финансовых и интеллектуальных возможностей Долгин выбрал отличный от тех, которые применяли его коллеги-бизнесмены. Собиранию частной коллекции и меценатству в его классическом, "щукинском" или "морозовском", варианте Долгин предпочел создание - ни больше ни меньше - социальных институтов.

"С каждым днем свободное время и внимание человека становятся все более дефицитными ресурсами, едва ли не обгоняя в этом отношении землю и полезные ископаемые, - говорит он. - Недаром корпорация Google покупает за $1,65 млрд блоговый видеосервис You Tube, где люди обмениваются любительским видео. В то же время человек зачастую вынужден тратить свое внимание впустую из-за того, что рынок культуры наводнен ширпотребом и суррогатами: обнаружить среди этого "жидкого искусства" действительно заслуживающие внимания фильмы, книги, спектакли, выставки чрезвычайно трудно. Причем у этой сложности выбора есть объективные предпосылки: критерии качества в искусстве размыты, а значит, продавец может ввести несведущего покупателя в заблуждение. Я совершенно ясно увидел, что одна из главных болевых точек современной культуры - отсутствие потребительской навигации. Это приводит к тому, что человек не в состоянии найти в предлагаемом многообразии то, что интересно именно ему".

Чтобы разобраться с этим и многими другими вопросами устройства мира муз, Александр Долгин создал фонд научных исследований "Прагматика культуры". Итогом этих исследований стало конкретное практическое действие - был запущен универсальный рекомендательный сервис ИМХО-клуб.

Как это работает

Сервис достаточно прост в обращении. Необходимо зарегистрироваться на сайте и оценить по десятибалльной шкале от 30 до 100 литературных произведений. На основе высказанных таким образом предпочтений система подбирает абоненту людей с близким вкусом (вкусовых единомышленников) и на основании их оценок подсказывает пользователю те произведения, с которыми он еще незнаком. Это все равно что спросить у друга: "Что интересного ты посоветуешь почитать?" Чем больше произведений оценил человек, тем точнее система сможет подобрать рекомендателей. Особенно в яблочко получается, если люди одинаково оценивают сложные, неоднозначные произведения или выставляют "неуд" хиту продаж - такие совпадения, как лакмусовая бумажка, указывают на родство вкусов. При этом качество сервиса (в его базе данных насчитывается сейчас 150 тыс. произведений) напрямую зависит от пользователей. Ведь рекомендации - это услуга, которую люди оказывают друг другу: если никто не оценит новую оригинальную книгу, система никому ее и не порекомендует. Это так же бессмысленно, как в одиночку владеть телефоном. Для запуска ИМХО-клуб предприниматель создал IT-компанию со штатом более 30 программистов и математиков. В проект инвестировано более $2 млн, которые пошли главным образом на исследования методики, лежащей в основе сервиса, и на разработку программного обеспечения, способного выдержать ожидаемые нагрузки - более 2 млн постоянных пользователей (сейчас таковых в 100 раз меньше). Поскольку ИМХО-клуб не зависит от продавцов "культтоваров" и не подчиняется им, встает вопрос о финансировании проекта.

"В ближайшие несколько лет, пока система отстраивается, ИМХО-клуб будет поддерживать группа компаний, которую я возглавляю, - говорит Александр Долгин. - За это время сервис встанет на ноги. Существует целый ряд генераторов выручки: от размещения на сайте рекламы до взимания с пользователей абонентской платы за предоставленные рекомендации".

"Узкое место большинства рекомендательных сервисов в том, что они находятся на службе у какого-нибудь торговца культурным контентом и, вместо того чтобы давать людям корректные советы, незаметно конвоируют их к прилавку", - говорит Александр Долгин, президент ФНИ "Прагматика культуры".

На заметку

- Прототип механизма потребительской селекции был создан в 1992г. Идея автоматически вычленять вкусовые сообщества и предоставлять их членам возможность обмениваться суждениями была предложена Дейвом Голдбергом (Dave Goldberg) и его коллегами из исследовательского центра Xerox PARC в Пало Альто, Калифорния. Именно они ввели термин "коллаборативная фильтрация".

- Одним из первых рекомендательных сервисов на основе принципа коллаборативной фильтрации был Ringo. Он пошатнул убеждение, что контент сначала должны отфильтровать эксперты (например, критики) и лишь затем его следует опубликовать. Оказалось, можно и наоборот - выставлять на всеобщее обозрение, переложив фильтрацию на непрофессиональное сообщество. Это открывает для непрофессиональных сообществ совершенно иные перспективы - блоги (ЖЖ), обмен любительским видео и т.п. Ведь там самое главное - уметь выбирать, что читать или смотреть, и чье это производство. Ringo просуществовал с 1994 по 1998 г., после чего был куплен Microsoft и закрыт.


Китаева Елена

02.05.2007 Dpgazeta.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован