Себе подобные найдутся автоматически
СПб. Деньги и время нужно тратить с толком. Предприниматель и профессор ГУ-ВШЭ Александр Долгин доказывает, что внимание, эмоции и вдохновение - тоже.
Долгин придумал и создал первый в России рекомендательный сервис, основанный на коллективной потребительской экспертизе - ИМХО-клуб (от устойчивого оборота in my humble opinion - "по моему скромному мнению"), www.imhoclub.ru. Сервис позволяет пользователям на основе своих культурных предпочтений находить единомышленников и обмениваться с ними рекомендациями. Несмотря на то что сейчас в Сети открыт только раздел, посвященный литературе, сервис спроектирован как мультикультурный. Летом коллективной потребительской экспертизе подвергнутся кинофильмы, а потом и продукты всех культурных индустрий: спектакли, выставки, концерты, а также отели, рестораны и учебные заведения.
Предыстория
Семь лет назад Александр Долгин, московский предприниматель, руководитель групп компаний "Союзнихром" и Urban Group, понял, что наряду с приземленными бизнесами - металлургией и недвижимостью - его увлекают рынки культуры и искусства. Правда, способ приложения своих финансовых и интеллектуальных возможностей Долгин выбрал отличный от тех, которые применяли его коллеги-бизнесмены. Собиранию частной коллекции и меценатству в его классическом, "щукинском" или "морозовском", варианте Долгин предпочел создание - ни больше ни меньше - социальных институтов.
"С каждым днем свободное время и внимание человека становятся все более дефицитными ресурсами, едва ли не обгоняя в этом отношении землю и полезные ископаемые, - говорит он. - Недаром корпорация Google покупает за $1,65 млрд блоговый видеосервис You Tube, где люди обмениваются любительским видео. В то же время человек зачастую вынужден тратить свое внимание впустую из-за того, что рынок культуры наводнен ширпотребом и суррогатами: обнаружить среди этого "жидкого искусства" действительно заслуживающие внимания фильмы, книги, спектакли, выставки чрезвычайно трудно. Причем у этой сложности выбора есть объективные предпосылки: критерии качества в искусстве размыты, а значит, продавец может ввести несведущего покупателя в заблуждение. Я совершенно ясно увидел, что одна из главных болевых точек современной культуры - отсутствие потребительской навигации. Это приводит к тому, что человек не в состоянии найти в предлагаемом многообразии то, что интересно именно ему".
Чтобы разобраться с этим и многими другими вопросами устройства мира муз, Александр Долгин создал фонд научных исследований "Прагматика культуры". Итогом этих исследований стало конкретное практическое действие - был запущен универсальный рекомендательный сервис ИМХО-клуб.
Как это работает
Сервис достаточно прост в обращении. Необходимо зарегистрироваться на сайте и оценить по десятибалльной шкале от 30 до 100 литературных произведений. На основе высказанных таким образом предпочтений система подбирает абоненту людей с близким вкусом (вкусовых единомышленников) и на основании их оценок подсказывает пользователю те произведения, с которыми он еще незнаком. Это все равно что спросить у друга: "Что интересного ты посоветуешь почитать?" Чем больше произведений оценил человек, тем точнее система сможет подобрать рекомендателей. Особенно в яблочко получается, если люди одинаково оценивают сложные, неоднозначные произведения или выставляют "неуд" хиту продаж - такие совпадения, как лакмусовая бумажка, указывают на родство вкусов. При этом качество сервиса (в его базе данных насчитывается сейчас 150 тыс. произведений) напрямую зависит от пользователей. Ведь рекомендации - это услуга, которую люди оказывают друг другу: если никто не оценит новую оригинальную книгу, система никому ее и не порекомендует. Это так же бессмысленно, как в одиночку владеть телефоном. Для запуска ИМХО-клуб предприниматель создал IT-компанию со штатом более 30 программистов и математиков. В проект инвестировано более $2 млн, которые пошли главным образом на исследования методики, лежащей в основе сервиса, и на разработку программного обеспечения, способного выдержать ожидаемые нагрузки - более 2 млн постоянных пользователей (сейчас таковых в 100 раз меньше). Поскольку ИМХО-клуб не зависит от продавцов "культтоваров" и не подчиняется им, встает вопрос о финансировании проекта.
"В ближайшие несколько лет, пока система отстраивается, ИМХО-клуб будет поддерживать группа компаний, которую я возглавляю, - говорит Александр Долгин. - За это время сервис встанет на ноги. Существует целый ряд генераторов выручки: от размещения на сайте рекламы до взимания с пользователей абонентской платы за предоставленные рекомендации".
"Узкое место большинства рекомендательных сервисов в том, что они находятся на службе у какого-нибудь торговца культурным контентом и, вместо того чтобы давать людям корректные советы, незаметно конвоируют их к прилавку", - говорит Александр Долгин, президент ФНИ "Прагматика культуры".
На заметку
- Прототип механизма потребительской селекции был создан в 1992г. Идея автоматически вычленять вкусовые сообщества и предоставлять их членам возможность обмениваться суждениями была предложена Дейвом Голдбергом (Dave Goldberg) и его коллегами из исследовательского центра Xerox PARC в Пало Альто, Калифорния. Именно они ввели термин "коллаборативная фильтрация".
- Одним из первых рекомендательных сервисов на основе принципа коллаборативной фильтрации был Ringo. Он пошатнул убеждение, что контент сначала должны отфильтровать эксперты (например, критики) и лишь затем его следует опубликовать. Оказалось, можно и наоборот - выставлять на всеобщее обозрение, переложив фильтрацию на непрофессиональное сообщество. Это открывает для непрофессиональных сообществ совершенно иные перспективы - блоги (ЖЖ), обмен любительским видео и т.п. Ведь там самое главное - уметь выбирать, что читать или смотреть, и чье это производство. Ringo просуществовал с 1994 по 1998 г., после чего был куплен Microsoft и закрыт.
Китаева Елена
02.05.2007 Dpgazeta.ru