25 декабря 2006
2822

Александр Долгин: Левый хук по индустрии `попкорна`

Александр Долгин предлагает ударить качественным отбором культурных объектов по "ухудшающему"

Мир определенно сходит с ума. Куда ни кинь взгляд - копирайты. США. Захолустный городок, куда приехала выставка картин художников эпохи Ренессанса. Маленькая девочка достает из рюкзачка блокнотик и карандаш и начинает тихонько что-то себе перерисовывать. Суровый охранник кричит на ребенка: "Перестань! Копирайтед!" Другой сюжет из жизни: американские кинопроизводители против мобильных телефонов в кинотеатрах. Блокировать сотовую связь в кино, говорят они. Ну да, некрасиво как-то, вроде искусство все же, а рингтончики пищат отовсюду. Но мотивация у киномагнатов иная: зрители слишком часто пишут во время сеансов SMS, отговаривая своих друзей приходить на показы провальных фильмов. А это удар по индустрии.

Два этих примера отлично легли бы в коллекцию Александра Долгина - известного российского идеолога "нового копирайта". Причем не только идеолога, но и практика: может статься, в будущем - "нового Ричарда Столлмана" (главный западный апологет "свободного программирования" и организатор Free Software Foundation) или "нового Лоуренса Лессига" (блестящий американский юрист и создатель свободной лицензии - "копилефта"). Александр Долгин - ученый, экономист, успешный предприниматель, на досуге склонный поразмышлять о кризисе в современной культуре с цинично-экономической точки зрения. Результаты размышлений он изложил в шестисотстраничном труде "Экономика символического обмена". Эта книга вышла по лицензии "копилефт" Лессига: использовать текст можно в любых целях, включая коммерческие. Ограничение только одно - производный продукт должен распространяться по той же самой лицензии.

Как можно мерить культуру рублем? - возмутится иной читатель. Но он же сам делает это каждый день, выбирая диски и киносеансы, включая ТВ или радио. Наблюдения Долгина тут апокалиптичны. "Грубый и прямолинейный язык денег пересиливает тонкие и витиеватые языки художественных практик", - сетует он уже во введении. "Меломанов разочаровывает начинка альбомов, в которых расчетливо отмерено по полтора хита, а остальное - балластный наполнитель, служащий лишь для оправдания цены", - продолжает автор. Современные творцы работают как конвейер, как белка в колесе, на износ. "Дарья Донцова не успевает читать собственные книжки", - шутят посетители книжных магазинов. Успешный рецепт любого фильма - блокбастер с бюджетом за сотню миллионов.

Долгин соглашается: производители культурных благ сумасшедшими темпами обновляют ассортимент, "чтобы предать забвению все, что было спето, продано и прослушано ранее". Продюсеров настораживает музыка, не схватываемая на лету, она должна быть простой настолько, чтобы узнаваться с первых трех нот. Потребители отвечают производителям тем же: музыка, когда-то пробуждавшая чувства и побуждавшая на поступки, все больше становится лишь фоном. В кино все громче хрустят попкорном и обмениваются SMS.

По Долгину, главная причина упадка культуры - тотальное равенство цен на большинство культурных благ или, как пишет он сам, система блошиного рынка. На прилавках "лоточников" в одну кучу свалены и настоящие шедевры, и откровенная халтура, а цена на все одна - выбирайте на свой страх и риск. Удивительным для экономиста легким пером Александр Долгин пишет об идеях нобелевского лауреата Джорджа Акерлофа, прославившегося своей моделью рынка "лимонов" или подержанных автомобилей низкого качества, "выжатых как лимон". Акерлоф исследовал этот рынок и обстоятельно доказал, что в отсутствие сигнала о качестве все добротные автомобили с рынка выметаются, а остаются только плохие или "лимоны". Покупатели не могут отличить один от другого и, оберегая себя от потерь, готовы платить меньше, чем стоит добротный автомобиль. Продавцу выгодно "впарить" что-нибудь похуже по той же цене, что и хорошее авто, ведь тогда его маржа будет заметно выше. Вырождение рынка экономисты назвали "ухудшающим отбором", а фактор, его провоцирующий, - асимметрией информации. Наконец то, чем занимаются современные производители культурных благ, с точки зрения институциональной экономики - предконтрактный оппортунизм, или, проще, разводка своих покупателей.

Проводя аналогию между моделями Акерлофа и современными рынками культурных благ, Долгин констатирует: по сути, никакие институты сигналов о качестве культурных продуктов сегодня не работают. Исследования экономистов показывают, что мнения критиков не влияют на выбор потребителей рынков культуры. Эксперты, жюри и конкурсы - тенденциозны и претенциозны. Рейтинги давно продаются и покупаются в надежде повлиять на покупателей. Потребители вынуждены утешаться эффектом плацебо: как в ситкомах - раз на заднем фоне смеются, значит, действительно смешно.

Как же измерить полезность культурного блага? Качеством проведенного времени, субъективным для каждого индивида, отвечает Долгин. Качественный продукт должен стоить дороже, считает он, а сигнал о качестве должны давать друг другу сами потребители на основе коллаборативной фильтрации. Современные компьютерные технологии вполне позволяют находить людей с общими вкусами и выдавать от их имени рекомендации. Не вроде "раз вам понравился фильм с Аль Пачино, посмотрите все его фильмы": речь идет о рекомендациях неочевидных, именно вкусовых.

К сожалению, сейчас таких полноценно работающих систем нет. Долгин пишет о том, что их запуск связан с целым ворохом проблем, однако в ближайшее время все равно собирается их запустить. Пока же "Экономика символического обмена" более походит на речь римского трибуна или манифест коммунистической партии. Другое дело, что манифест аналитический, обстоятельный и очень полезный для понимания современной индустрии культуры, где правит бал отнюдь не вдохновение, а бизнес-модель.


www.expert.ru

Сергей Скрипников, автор журнала "Эксперт"

"Эксперт Украина" N50 (99)/25.12.2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован