29 февраля 2008
3745

Александр Долгин: Мелочь, а приятно

Мировой тренд докатился до России: интернет-сообщества начинают стимулировать интерес пользователей денежными бонусами - за активность, лояльность бренду и участие в маркетинговых исследованиях

Энергичный мужчина лет 30 рисует маркером на белой доске квадраты и овалы со стрелочками.

- Мы обсуждаем почти мертвую тему: как заработать в блоге, - с чувством убеждает он собравшихся в конференц-центре, - потому что в скором времени будет серьезный кризис блог-хостингов.

Но слушатели недоверчиво посмеиваются над словами "тысячника" Руслана Паушу, который в своем интернет-дневнике не устает напоминать, что он начал размещать рекламу в блоге на livejournal.com еще в 2004 году. Ведущий ставит другой вопрос:

"Нужно собрать аудиторию, провести анализ. 50 000 долларов - и через два месяца у проекта будет 5000 читателей" Онлайн-исследования для многих - это прежде всего развлечение и возможность протестировать первым новую услугу известной компании

- А за какой срок ты можешь вырастить сообщество на 5000 человек, чтобы продать его?

- Какой контент? - сосредотачивается Руслан.

- Фотографии из путешествий.

- Нужно собрать аудиторию, провести анализ, - перечисляет Руслан. - 50 000 долларов, и через два месяца у проекта будет 5000 читателей.

Как подзаработать в интернет-сообществе обыкновенному пользователю - эта тема всплывала почти на всех "круглых столах" первой научно-практической конференции "i-Community 2008. Интернет-сообщества: социальные сети, блоги, игры", которая состоялась в Москве 21 февраля. И это неудивительно: интернет-сообщества развиваются активнее других сервисов рунета (к примеру, число российских блоггеров в 2007 году выросло в 2,6 раза и достигло более 3 млн, по данным исследования "Состояние блогосферы российского Интернета" компании "Яндекс") и порождают массу слухов о том, что на них можно зарабатывать несколько тысяч долларов в месяц, не особенно напрягаясь. "На самом деле ты должен посвятить всего себя этому делу, - говорит медиадиректор портала LiveInternet.ru Руслан Чачанов. - Но и это не всегда помогает. Если, к примеру, блоггер практикует вирусный маркетинг и публикует оплаченные посты, и в какой-то момент начинает писать много, но неинтересно, то нечего удивляться, что его доходы перестают расти".

Другое дело - не заработать, а получить приятный денежный бонус (не больше, чем тратишь сам на платные услуги интернет-сообществ) в рунете в скором времени будет легко. "Статистика мировых интернет-сообществ показывает, что их посещаемость перестала расти, - говорит автор книги Блоги. Новая сфера влияния Антон Попов. - Люди восстановили старые связи, насытились новыми, им нужны свежие стимулы для возобновления интереса". В качестве одного из таких стимулов западные социальные сети начинают использовать денежные поощрения. "Одни предлагают пользователям стать акционерами, - продолжает Попов. - Другие открывают новые возможности для получения вознаграждения за активность на сервисе. Конечно, пользователи не заработают на этом много, но интерес к интернет-сообществам это подстегнет".

По мнению управляющего рекомендательным сервисом "Имхонет" Александра Долгина, Интернет переживает новый виток развития. "Пользователи не только сами генерируют контент, но сами же его сертифицируют, - поясняет Долгин, - отмечают то, что заслуживает внимания их единомышленников, сообществ, в которых они состоят". На этом как раз можно будет подзаработать. "Пятница" попыталась описать, как в ближайшее время можно будет получить денежные бонусы в интернет-сообществах.

Бонусы от юзеров

Рекомендательные сервисы на основе коллаборативной фильтрации (от англ. collaboration - "сотрудничество") автоматически подбирают каждому пользователю людей с близкими вкусами. Возникают сообщества по интересам, внутри которых люди и обмениваются рекомендациями, - это напоминает привычный механизм людской молвы, только автоматизированный. По оценкам команды "Имхонета", введение различных сервисов для общения юзеров заметно увеличивает популярность сайта: нарастив функции социальной сети в декабре 2007 года, "Имхонет" за два месяца увеличил и посещаемость, и число зарегистрированных пользователей вдвое.

"Сейчас активисты рекомендательных сервисов платят своим временем и участием, - отмечает Александр Долгин. - Большинство функций нашего сервиса остаются недоступны человеку, пока он не внес своего вклада: не выставил оценок произведениям и не создал тем самым свой профиль предпочтений. Вскоре людям будет предоставлено право - именно право, а не обязанность - заплатить автору небольшую сумму за удовольствие от его произведения, сервису - за навигацию и подсказку".

Возможно, систему денежной оплаты внедрят уже в марте. "Речь идет о микроплатежах в несколько долларов, - говорит Долгин. - Кто, кому и за что сможет платить? Читатели - писателям, пользователи Имхонета - тем, кто выдал им качественные рекомендации, сам Имхонет - своим активистам". Таким образом у простых пользователей появляется возможность заработать на потребительской экспертизе.

Бонусы от маркетологов

На интернет-исследовании сложно заработать: за заполнение анкеты платят в среднем $2. По словам гендиректора исследовательской компании Online market intelligence (OMI) Александра Шашкина, в России таких опросов чудовищно мало - примерно 2% от всего числа маркетинговых исследований, в то время как в Европе их около 13%, а в США - 40%. Однако 3-4 приглашения в месяц постоянные участники интернет-исследований (например, проводимых на avtoopros.ru) получают. "Все больше игроков на российском рынке начинают проводить онлайн-исследования, - говорит он. - Но если смотреть нашу выручку, примерно половину объема дают западные клиенты".

По словам Шашкина, для многих онлайн-исследования - это прежде всего развлечение и возможность протестировать первым новую услугу известной компании, принять участие в ее разработке. А денежное вознаграждение - просто приятная награда за экспертное высказывание, поэтому многие участники жертвуют такие заработки: на сайтах, собирающих в сообщества участников онлайн-опросов, есть ссылки на крупные благотворительные фонды.

В одно из сообществ участников платных онлайн-исследований компании OMI - anketka.ru - входят 50 000 человек. Рекрутируют их сотрудники OMI примерно в ста источниках: от специализированных сообществ до сайтов знакомств.

Бонус от рекламодателей

Не деньги, но хоть что-то для простых пользователей организуют иногда рекламодатели. Так, по словам Тараса Ткачука, исполнительного директора агентства "Соль", которое специализируется на рекламе и пиаре в социальных сетях, в ближайшие пару месяцев "Живой журнал" запускает новую программу. Блоггерам - например, любителям определенного бренда виски, - которые согласны видеть в своих дневниках рекламу конкретного бренда и входить в сообщество его поклонников, рекламодатели будут обеспечивать платный аккаунт. Возможно, рекламодатели будут также оплачивать аккаунты своих поклонников и на других блог-платформах или сайтах знакомств.

Дина Юсупова

N 8 (95) 29.02.2008

friday.vedomosti.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован