На недавнем заседании постоянной депутатской комиссии по правовому регулированию в сфере АПК отчитывался министр сельского хозяйства края Олег Хараськин.
Говоря о перспективах дальнейшего развития села, он остановился на мерах поддержки личных подсобных хозяйств. Что ж, селяне уже давно ждут конструктивных предложений.
В хозяйстве, которое я возглавляю, каждый третий работник строится или уже живет в новом доме. Конечно, помогаем, чем только можем, - техникой на льготных условиях, стройматериалами. Но не меньше, чем на хозяйство, люди надеются на себя, на свою "копилку", имя которой личное подворье. Причем вкладчики они благодарные, не избалованные большими процентными ставками.
Вот, к примеру, стоило чернушинским районным властям организовать закуп молока с личных подворий, как рачительные хозяева вместо одной коровы стали держать по две. Небольшое, скажете, подспорье - 7-10 тысяч вырученных от сдачи молока рублей? Но ведь закуп молока - это только начало пути. Редко, в каком подворье не подрастает на вольных травах бычок, не хрюкают "скороспелые" свинки. Но как и где реализовать потом мясо? Куда деть шерсть с овец, как не затовариться медом со своих пасек, а уж про реализацию овощей я и не говорю - этот вопрос ни на одной территории края пока так и не решен. Программа поддержки ЛПХ, разрабатываемая минсельхозом, перспективу сбыта и переработки как раз и предусматривает.
Да, организация помощи тоже требует средств. На тот же сбор молока у населения администрация Чернушинского района ежегодно тратит около миллиона рублей, но ведь и отдача есть - начав с 130 тонн молока, сейчас вышли на твердый рубеж 500 тонн молока. Однако на какую отдачу в целом по личным подворьям и фермерским хозяйствам мы рассчитываем, если даже фонд инвестиционной поддержки ЛПХ в прошлом году в крае израсходован не был? С трудом верится, что никто из мелких товаропроизводителей не захотел им воспользоваться.
Экономика каждой отрасли строится на реализации продукции, а цены на сельскую таковы, что хозяйства не могут платить достойную зарплату, вести расширенное производство. Мы, депутаты Законодательного собрания, ставим задачу покрывать эти затраты за счет дотаций, субсидий, инвестиций. Как руководитель хозяйства, могу подтвердить, что эта поддержка доходит, мы ее в последние годы начинаем реально чувствовать. Не зря ведь в коллективном секторе сельской экономики края остановился спад поголовья скота, появились другие положительные моменты. Однако это далеко не все, чем бы можно помочь селу.
На мой взгляд, очень эффективной могла бы стать внебюджетная поддержка, которая уже неплохо прижилась в ряде регионов, но у нас ее все еще соотносят с иждивенческой позицией селян. Пример Свердловской области, где по решению энергетической комиссии введена 50-процентная льгота по электроэнергии для сельскохозяйственного сектора, наверняка уже всем знаком. При наличии двух мощнейших гидроэлектростанций с самой дешевой энергией сделать так же и у нас, думаю, не очень разорительно для других отраслей. Есть территории, где сельское хозяйство имеет льготные цены на бензин, мы же в своем нефтяном краю, пожалуй, уже начали забывать те времена, когда имели хотя бы 10-процентную льготу на горючее и отсрочки по оплате за него. Еще парадокс: в крае, где добывается львиная доля калийных удобрений страны, свои селяне не имеют льготы на их приобретение...
Можно привести немало других примеров, которые говорят о том, что при "взаимоуважительной" работе отраслей и заинтересованности всех уровней власти края можно найти хорошие резервы для дальнейшей поддержки села. Как говорится, с края по нитке - селянам рубашка. Если уж мы говорим о продовольственной безопасности России, такие шаги пора делать. И я, конечно же, очень рассчитываю в этом на помощь моих коллег - депутатов краевого парламента.
http://www.parliament.perm.ru/press/tribune.php?id=418&