Александр Гельевич, несмотря на устранение первоначальной причины конфликта с Грузией (российские военнослужащие отпущены), Россия продолжает вводить против Грузии довольно жесткие экономические санкции, а российские чиновники чуть ли не впрямую говорят, что все это направлено на смещение Саакашвили. Какова Ваша оценка происходящего, и является ли такая игра безопасной для России?
Это не российская игра, это американо-грузинская игра. Американцы привели Саакашвили к власти для того, чтобы оторвать Грузию от России, - это установленный факт, никто в этом не сомневается, и это открыто признают все стороны. Приведя Саакашвили к власти в Грузии, американцы одновременно создали ему определенный противовес в лице правой оппозиции, республиканской, консервативной партии новых правых, которые являются тоже атлантистами, тоже проамериканцами, но при этом выступают дополнительной колонной. И вот Саакашвили, чувствуя, что одновременно те же американцы начинают его подпирать внутренней, правой, еще более атлантистской оппозицией, пошел ва-банк, и стал делать жесты, которые направлены на ухудшение отношений с Россией. Фактически, Саакашвили просто спасает самого себя, поскольку он ничего не может предложить грузинам - экономики в Грузии нет, порядка никакого нет, даже большой политики нет. Без внешнего конфликта Саакашвили просто остается один на один со своими абсолютными неудачами. И уже появляется вопрос о том, а не передать ли власть более адекватным, более предсказуемым людям? Поскольку одного выражения лояльности к американцам недостаточно, надо еще что-то делать, а Саакашвили делать ничего не хочет, и последний шанс для него - это пойти на жесткий конфликт с Россией. Другими словами, это игра Саакашвили, который хочет сохраниться у власти. В случае конфликта с Россией он действительно был бы нужен, необходим, в обществе был бы определенный консенсус. Если же конфликта нет, то Саакашвили оказывается лицом к лицу со своей внутренней, тоже проамериканской, тоже соросовской оппозицией.
Что удивительного во всей этой истории? Удивительна решимость Москвы говорить с Америкой с позиции силы. Это сильный ход Москвы. Ведь совершенно понятно, что Саакашвили здесь практически не при чем, - это маленький мальчик, который выходит из кустов как представитель сидящей в засаде большой банды. Поэтому российско-грузинские отношения - это просто форпост российско-американских отношений. И вопрос в нынешней ситуации сводится не к тому, что послужило началом или поводом к эскалации отношений между Россией и Грузией, а почему Россия столь жестко прореагировала на очередную выходку Саакашвили, почему она не побоялась США? Россия не сделала то, что было ей свойственно в последние 20 лет - она отступала, пряталась за словами о гуманизме, невмешательстве в дела соседних государств. Почему впервые за период с конца 1980-х гг. Россия показывает, что она - держава, способная проводить свою внешнюю политику, не считаясь с мнением США? Вот это - очень интересный вопрос! Все остальное не имеет значения, - выдали дипломатов или нет, закрыли транспортные коридоры или не закрыли, кто прав, и кто виноват... Это геополитика, здесь нет правых и виноватых, придираться можно ко всему, в том числе, и к удару охранником грузинского посольства российского гражданина, когда его держали милиционеры. Это уже достаточное основание для начала масштабных военных действий! Если гражданин одной страны бьет гражданина другой страны, то, как правило, с этого начинаются войны. Россия может объявить Грузии войну в ответ на избиение грузинским охранником посольства мирного протестующего Геннадия Бодрова, активиста ЕСМ. То есть, оснований для объявления войны и свержения режима Саакашвили военными методами у России уже достаточно.
Но вопрос в том, почему Россия действует так, как она никогда не действовала в последние 25 лет?! Я думаю, потому, что серьезные проблемы постигли американскую политику при Буше. Ситуация в Ираке подошла к полному краху, позиции Ирана выросли, особенно после явно неудачной для Израиля ливанской войны. Все демарши США против Ирана оказались неудачными, в Америке выборы в Конгресс США, на которых, скорее всего, республиканцы проваливаются. Вопрос только в том, проваливаются ли они фатально, либо просто проигрывают. У Буша существуют колоссальные проблемы с администрацией, люди начинают уходить от него. В такой ситуации Буш просто не способен играть сильную партию против России в Грузии. То есть, момент для данного конфликта очень четко просчитан, Саакашвили выполняет свою функцию - дразнит Россию, а вот Россия отвечает неожиданно жестко, как и положено отвечать такой мощнейшей державе. Это вопрос политического тайминга - то есть, Россия, активно включившись в международную политику, стала точно отслеживать геополитические тренды, а нынешнее состояние дел в администрации Буша позволяет таким жестким образом говорить с его марионеткой в лице режима Саакашвили. То есть, Россия сейчас отвечает жестко только потому, что она может это сделать. И каждый жест в этом направлении, который не отвергается решительными действиями США, приводит к необратимому усилению позиций России в мире и на постсоветском пространстве. Чем жестче мы ведем сейчас себя с Саакашвили, тем быстрее, буквально на глазах растет фундаментальный геополитический потенциал России и во всем ближнем зарубежье, и в мире вообще. Россия, проводя такую жесткую политику, отыгрывает себе новые позиции в многополярном мире. Она и строит этот многополярный мир, объявляя себя полюсом, способным вести самостоятельную геополитическую линию в таком серьезном масштабе, не взирая на безусловную оппозицию со стороны глобальной американской империи. Иными словами, в Грузии сейчас Россия строит многополярный мир. И дело даже не в том, что будет с грузинским режимом, а в том, как долго может продержаться Москва в проведении независимой от США внешней политики. Сейчас на карте судьба многополярного мира!
А с Вашей точки зрения, как будут развиваться события дальше?
Я думаю, сейчас самое главное, что иранские шииты, поддержав иракских шиитов, нанесут сильный удар по США в Ираке. Это будет тем жестом, которого мы и ждем. И в этих условиях отвлечения США на Ирак и на выборы в Конгресс мы можем вести войну. Но я думаю, что этой войны мы вести сейчас не будем, нам это не выгодно. Нам лишь важно закрепить акт холодной агрессии в отношении Грузии, перекрыть им экономический потенциал. Америка все равно этим заниматься не будет. И таким образом мы поставим Саакашвили в сложную ситуацию - Америка его формально поддерживает, но не поддерживает экономически, а сам он человек взбалмошный. И находясь в таком бесновании, он будет ломать дрова, то есть нападет на Абхазию и Южную Осетию, а там уже наши войска его только и ждут. России сейчас важно лишь отстаивать собственные позиции. Я не думаю, что Россия будет идти к этому конфликту, но Саакашвили будет. А если он будет, то он в глазах мирового общественного мнения станет агрессором. Сейчас он теряет позиции, он уже проиграл в этом раунде, поскольку ожидал более активной поддержки США. Ее он не получил по фундаментальным причинам - Америка сейчас не готова к конфликту с Россией. Она не способна идти на это обострение, и она это показывает. Достаточно вялая реакция со стороны Вашингтона на все происходящее - тому подтверждение. В другое время мы бы слышали визг и вой мирового общественного мнения. А Путин жестким ответом Саакашвили протестировал реальность тех изменений в геополитическом статусе России, которых он добился за последние годы. И этот тест он прошел с блеском! Я аплодирую российской политике!
4 октября 2006
Дугин Александр Гельевич
opec.ru