08 октября 2007
3496

Александр Дюков: История на экспорт (`Rigа.Rоsvеsty`, Латвия)

Россия и Эстония ведут жесткий спор об истолковании общего прошлого. В Таллине последовательно демонизируют советский период своей истории: приравнивают советскую символику к нацистской, демонстративно выкорчевывают из центра столицы памятник советским солдатам-освободителям, продвигают на мировую арену концепцию геноцида, якобы осуществлявшегося в Эстонии советскими властями. В Москве эти действия подвергаются жесткой критике: история влияет на политику, а политика, в свою очередь, задает рамки истолкования истории. Возможно ли в этих условиях написание объективной истории Эстонии 40-х - 50-х годов?

На этот вопрос следует ответить положительно. Да, написание объективной истории возможно - но произойти это может только в России. Для политического истэблишмента Эстонии официальная концепция `советской оккупации и геноцида` носит принципиально важное значение. При помощи этой концепции легитимизируется ограничение в правах русскоязычных `неграждан`, подчеркивается ориентированность страны на НАТО, ЕС и США, решаются вопросы удержания власти `правыми` политиками. России в развернувшейся борьбе за историю нужно гораздо меньше. Во-первых, память о советских солдатах не должна подвергаться в Эстонии поруганию. Во-вторых, должна быть прекращена героизация воевавших на стороне нацистов коллаборантов. В-третьих - и это самое важное - события прошлого не должны использоваться для предъявления к России каких бы то ни было требований политического или финансового характера. События минувшего века должны стать предметом кропотливого изучения ученых, а не дубинкой в руках современных политиков. Конечно, даже в этом случае разногласия между эстонскими и российскими историками останутся. Разногласия - это нормально.

Однако принципиальная важность для эстонских политиков концепции `оккупации и геноцида`, о которой говорилось выше, делает невозможным написание в Эстонии объективной истории. За примерами не надо далеко ходить: при президенте республике действует т.н. Комиссия по расследованию преступлений против человечности, специализирующаяся на исследовании эстонской истории середины ХХ века. В 2006 году эта комиссия выпустила монументальный сборник докладов `Эстония, 1940 - 1945` - своеобразную официальную эстонскую историю. И что же мы видим? Эстонские историки Мелис Марипуу и Арго Куусик, исследуя архивные документы, приходят к выводу, что в 1940 - 1941 гг. советскими военными трибуналами в Эстонии было осуждено на смертную казнь более 400 человек. Однако в итоговый отчет комиссии включается иная цифра казненных, восходящая к нацистской пропаганде времен войны и абсолютно необоснованная - 1850 человек.

Подобный подход - не исключение, а правило. В опубликованной в сборнике `Эстония, 1940 - 1945` статье историков Питера Каасика и Тыниса Мюлдре говориться о том, что во время боевых действий летом 1941 года советскими войсками и истребительными батальонами было уничтожено 819 эстонских `лесных братьев`. Однако в итоговом отчете комиссии число уничтоженных `лесных братьев` занижается до сотни - для обоснования идеи о терроре против гражданского населения республики, якобы осуществлявшегося советскими истребительными батальонами.

И еще один небольшой пример. Эстонским историкам хорошо известно общее число депортированных 14 июня 1941 года - 9546 человек. Однако в итоговом отчете комиссии, мы читаем, что число депортированных якобы составило более 10 тысяч человек.

Почему же комиссия пренебрегает данными собственных историков, включая в итоговый отчет неадекватные цифры? - Потому, что иначе обосновать необходимую политикам концепцию `советского геноцида` не получается.

Дело доходит до мобилизации на защиту официальной эстонской истории спецслужб. Так, во второй половине мая эстонская полиция безопасности представила журналистам и общественности отчет за 2006 год. Годовой отчет - сорокастраничная брошюра, половину объема которой занимают фотографии, а половину - текст об угрозах государственному порядку Эстонии и усилиях, предпринимаемых полицией безопасности для борьбы с вышеупомянутыми угрозами. Самое же интересное заключается в том, что специальный раздел годового отчета эстонской спецслужбы посвящен изданным в России сборникам документов о преступлениях прибалтийских коллаборационистов.

Это, безусловно, новое слово в исторической науке: сборники архивных документов в Эстонии теперь оцениваются полицией безопасности. Историографы в погонах рассказывают нам, что эти сборники - псевдонаучные пропагандистские издания, публикация которых является антиэстонской операцией. При этом, правда, новоявленные историографы безбожно путаются в самых элементарных вещах. `51 документ из Центральных архивов ФСБ были опубликованы в книге `Эстония: Кровавый след нацизма, 1941 - 1944`, - говорится в отчете. - Поскольку к архивам ФСБ нет свободного доступа, подлинность этих документов невозможно проверить`.

Однако открыв сборник, мы видим, что в ЦА ФСБ хранятся лишь 8 из 51 опубликованного документа. Все остальные документы хранятся в Государственном архиве Российской Федерации. Это открытый для всех исследователей архив. Если у сотрудников эстонской полиции безопасности появиться желание проверить подлинность опубликованных в сборнике `Эстония: Кровавый след нацизма` документов, им нужно всего-навсего съездить в Москву и посидеть несколько дней в архиве. Заодно они смогут узнать много нового о преступлениях эстонских пособников нацистов - ведь в вызвавшем пристальное внимание эстонской спецслужбы сборнике опубликовано лишь полсотни документов. В архивах же таких документов тысячи.

На самом деле, конечно же, вопросы подлинности опубликованных российскими исследователями документов о преступлениях нацистских пособников эстонскую полицию безопасности волнуют в последнюю очередь. Дело здесь в другом.

Эстонские политики упрямо отметают обвинения в государственной реабилитации нацизма. Однако дьявол - в деталях. Если сборники документов о преступлениях нацистов и их пособников становятся предметом внимания спецслужбы как антигосударственные издания, то существенным элементом государственной идеологии является отрицание нацистских преступлений. Содержание годового отчета эстонской полиции безопасности наглядно свидетельствует, что в этой стране действительно реабилитируется нацизм. Полиция безопасности - лишь инструмент, используемый для отстаивания официальной версии эстонской истории. Версии, в которой главная угроза Эстонии исходит от России, а доблестные эстонские эсэсовцы героически защищают свою родину от русско-большевистских орд `пьяниц и мародеров`. Версии, по существу своему пронацистской.

Официальный Таллин упорно и небезуспешно продвигает эту версию на международной арене, надеясь сделать ее общепризнанной. Однако тот факт, что для защиты этой версии привлекается полиция безопасности, свидетельствует о ее научной несостоятельности.

Как видим, о свободе исторического исследования в Эстонии говорить не приходиться. Разве можно говорить о научной объективности, если в дело вступает полиция безопасности? Если даже беспристрастные сборники документов могут быть названы пропагандистскими и антиэстонскими? Если в отчеты официальной комиссии историков включаются `общепринятые` данные нацистской пропаганды, а выявленные эстонскими учеными реальные цифры советских репрессий просто игнорируются?

В этой ситуации написание объективной истории Эстонии времен второй мировой войны становится возможным лишь в России. В нашей стране нет ограничений для исследователей и даже в страшной сне невозможно представить, чтобы ФСБ включало в свой годовой отчет какие бы то ни было сборники документов в качестве `подрывной литературы`. В российских архивах хранятся комплексы документов, позволяющие исчерпывающе изучить нацистский оккупационный режим в Эстонии, участие эстонских коллаборационистских формирований в карательных операциях против мирного населения России и Белоруссии, борьбу с оккупантами и их пособниками советских партизан-эстонцев, боевой путь эстонских формирований Красной Армии, советскую репрессивную политику в Эстонии и многие другие исторические сюжеты. Эти документы должны быть детально исследованы и опубликованы. Новые сборники архивных документов и педантичные монографии российских исследователей должны стать главным экспортным продуктом, поступающим из России в Эстонию.

И пусть эстонская полиция безопасности изнемогает в борьбе с этой `экстремистской` литературой.

Александр ДЮКОВ, автор изданной в 2007 году книги `Миф о геноциде: Репрессии советских властей в Эстонии`

___________________________________

Российский комплекс Эстонии ("Postimees", Эстония)

Для чего политики разыгрывают националистическую карту ("Postimees", Эстония)

Эстония - страна одной темы? ("Eesti Paevaleht", Эстония)

"Зачем вы все время очерняете Россию? Зачем вы пишете о ней плохо?" ("Вести Дня", Эстония)


08.10.2007

www.inosmi.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован