Прошлый год стал для Ханты-мансийского автономного округа рекордным по показателям социльно-экономического развития. Тем сильнее - по контрасту - ударил по Югре экономический кризис и падение мировых цен на нефть.
О том, с какими проблемами приходится сталкиваться жителям округа, и о том, как руководство региона, федеральные структуры и крупнейшие компании Югры решают возникшие проблемы, в интервью газете "Ведомости" рассказал губернатор ХМАО-Югры Александр Филипенко.
Как Ханты-Мансийский автономный округ переживает кризис?
У Югры мощнейшая экономика, и прошлый год стал рекордным с точки зрения показателей и экономического, и социального развития. По итогам 2008 года валовой региональный продукт составил 2,1 трлн рублей, таких результатов нет ни в одном регионе! Продукции в прошлом году отгружено более чем на 2 трлн рублей. В общем, если оценивать результаты прошлого года, то они в целом прекрасны. Несколько смазали картину последние 3,5 месяца года, поскольку не удалось полностью выполнить прогнозы, которые мы делали в 2007 оду.
Вместе с тем в 2008 году мы попали под двойной удар - это и глобальный финансовый кризис, и резкое ухудшение ситуации на топливном рынке, четырехкратное с лишним сокращение цен на нашу главную продукцию - нефть.
Статус всероссийской нефтяной житницы - это, конечно, здорово, но моноструктурная составляющая бюджета, несмотря на то, что мы стараемся диверсифицировать его доходы, сыграла с нами злую шутку.
Как это сказалось на ситуации с безработицей в Югре?
В сентябре у нас в округе было 11 000 человек безработных, по состоянию на середину февраля - уже 15 000 человек. Мы отметили интересную вещь - порядка 325 предприятий округа, на которых трудится около 120 000 человек, заявили о высвобождении примерно 7500 сотрудников. Реально за все время высвобождено 1300 человек, но число безработных больше, чем высвобожденных. Значительное увеличение количества безработных можно объяснить тем, что на биржу труда пришло множество людей, которые раньше не числились безработными, не искали себе работу и т. д.
Но мы не стоим на месте, формируем новые рабочие места, у нас в округе было 8500 рабочих вакансий - как на госслужбе, так и в частном секторе. Правда, с сентября число вакансий сократилось на 40 % - это значит, что предприятия эти вакансии отзывают.
Существует и латентная безработица - когда люди не увольняются, а уходят в неоплачиваемый отпуск, переходят на неполный рабочий день и т. п. Таких у нас 25 000 человек, что тревожно.
Какие отрасли экономики региона пострадали от кризиса больше всего?
Прежде всего, конечно, геологоразведочная отрасль. Компании на 60 % сократили инвестиции в геологоразведку, хотя бурение на разработанных участках продолжается. У ряда предприятий нет контрактов на 2009 год.
Мы пытаемся влиять на ситуацию с заказчиками, как-то помогать в решении этой проблемы, но ситуацию это не спасает.
Вторая отрасль - строительство. В связи с нехваткой финансирования и сокращения инвестиций наших главных налогоплательщиков - нефтяных компаний - сократились объемы строительства. Мы вынуждены практически остановить работу на собственных строительных объектах, поскольку не можем сбалансировать свой бюджет. Это, к сожалению, касается в первую очередь объектов социальной инфраструктуры - школ, больниц, жилых домов.
Третья отрасль - это смежники, которые ориентированы на работу с нефтяными компаниями. Это сервисные компании, строители дорог, ремонтники скважин, буровики, за исключением, наверное, "Роснефти" и "Сургутнефтегаза", которые продолжают выполнять большой объем работ. Дальнейшее развитие событий будет зависеть от того, как будет развиваться финансовый кризис и выглядеть конъюнктура нефтяного рынка.
Какие планы по добыче нефти вам представили работающие в округе компании? Как эти планы могут повлиять на бюджет региона?
Конечно, нефтяники дают нам такие цифры, но я их называть не буду. Продолжают активно работать в ХМАО "Роснефть", "Сургутнефтегаз", "Газпромнефть", "Салым петролеум девелопмент". Остальные снизили объемы добычи либо на четверть, либо вдвое. Суточная добыча нефти в январе - начале февраля соответствует уровню декабря. Конечно, это не максимальные показатели прошлого года, но хорошие цифры. Прогнозы, которые дают нам нефтяники, говорят, что сокращения добычи и рабочих мест компании не планируют. По нашим оценкам, общее сокращение добычи в 2009 году может составить 1,8 % - 5,5 млн тонн нефти.
Снижение цен на нефть сказалось на доходах нефтяников, а значит, на муниципальных и региональном бюджетах. В 2009 году мы можем недосчитаться половины бюджета.
Расходы в администрации сокращаете? Скольких чиновников пришлось уволить?
В январе я принял решение о сокращении аппарата администрации округа на 10 %. В первую очередь это коснулось вакансий, которые не будут заполнены. Прежде всего мы стараемся сокращать издержки, а не конкретных людей, хотя и не всегда это удается, особенно в муниципальном звене. В целом это серьезные сокращения затрат, но мы ищем щадящие варианты, чтобы не накалять обстановку. Но повышения эффективности без сокращений не добьешься.
Опасаетесь ли вы протестного движения населения?
Подобное выступление, когда население выражало недовольство, у нас было всего одно: примерно 150 человек в Сургуте выступали против повышения тарифов на коммунальные услуги. Это актуальная проблема, и нужно внимательно ее изучать - смотреть, где были на самом деле приняты неверные решения, а где населению просто не объяснили, какими возможностями оно располагает. В округе ведется продуманная работа по тарифной политике, существует гибкая шкала, чтобы повышение тарифов не сказывалось на малообеспеченных жителях. Не расти тарифы не могут, но здесь важно не злоупотреблять.
Как, по-вашему, митинги "Единой России" в поддержку правительства - хорошее средство борьбы с кризисом?
Я сам член "Единой России", но обсуждать эти митинги и политику партии не хочу.
Как помогает Югре федеральный центр?
За очень короткое время правительством и парламентом принято множество решений, которые должны помочь в борьбе с кризисом. Важную роль сыграли первые меры, направленные на стабильную работу банковского сектора, обеспечение ликвидности системы и т. д. Ведь без нормальной работы банков сейчас невозможно существовать!
Государство выделило госбанкам деньги для поддержки экономики, но есть проблема: необходимо, чтобы эти кредиты были доступны для бизнеса и рядовых потребителей. Они не должны быть дешевы, но умеренно дороги. Если не будет сопряжения между банками, которые обеспечили себе ликвидность благодаря государству, и реальным сектором экономики, задача государственной поддержки экономики выполнена не будет.
Сформировано множество федеральных программ - например, дополнительные меры по борьбе с ростом безработицы. Одно из условий программы - ее софинансирование из регионального бюджета, причем Федерация берет на себя львиную долю финансирования - до 95 %. Такая программа в Югре разработана, согласована, она позволит создать около 1800 рабочих мест.
Еще одна программа - также построенная на принципах софинансирования - связана с ликвидацией аварийного жилья. Эта программа разработана и утверждена в правительстве. Что это нам даст? С одной стороны, мы сможем построить 80 новых многоквартирных домов, с другой - создадим новые рабочие места.
Есть еще программа обеспечения специальным транспортом предприятий коммунального хозяйства, здравоохранения - это порядка 1 млрд рублей федеральных денег, тоже под наше софинансирование.
Какой еще поддержки вы ждете?
Многое делается для того, чтобы занять людей и решать конкретные проблемы, которые есть в регионе. Предстоит существенно сократить бюджет округа, и здесь мы рассчитываем на помощь центра, в частности на бюджетный кредит из суммы в 300 млрд рублей, которую правительство выделило для помощи регионам. Ищем и другие возможности замещения выпадающих доходов.
Как вы относитесь к новой процедуре назначения губернаторов - от победившей партии?
Думаю, это логично. Идет процесс активизации политических сил, плюрализма, развития демократических основ, и когда большинство, пришедшее к власти в регионе, получает возможность выбирать губернатора, мне это кажется правильным.
Вы возглавляете советы директоров Ханты-Мансийского банка (ХМБ) и страховой компании "Югория", которые принадлежат администрации округа. Не хотите уступить контроль над банком и страховщиком сторонним инвесторам?
Сегодня лишь две трети акций ХМБ контролируются правительством ХМАО, а остальной пакет принадлежит сторонним инвесторам. В капитале "Югории" пока партнеров у округа нет. Исторически сложилось так, что ХМБ и "Югория" - лидеры в банковском и страховом бизнесе региона, другие игроки сюда, когда зарождались рыночные отношения в округе, особо не стремились. Но я считаю, что и банк, и страховая компания не должны быть государственными, это рыночные механизмы, и за контроль над ними мы не держимся.
То есть в отдаленной перспективе можете и продать?
Почему в отдаленной? Сейчас просто время такое, когда торговаться не очень выгодно. А за хорошие деньги почему не продать?
То, что государство владеет ХМБ и "Югорией", не мешает конкуренции?
Наверное, здесь есть тема для разговора. С другой стороны, ФАС, ЦБ и Росстрахнадзор очень пристально следят за этим, и симпатии власти могут сыграть злую шутку. Дефицита в надзирающих органах нет. То же самое можно сказать о других представителях крупного бизнеса, работающих в регионе.
Как на инвестиционной привлекательности вашего региона отразилось проведение в Ханты-Мансийске саммита Россия - ЕС в прошлом году?
Сегодня мы получаем инвестиционные предложения от тех партнеров, с которыми у нас завязались отношения в ходе подготовки и во время саммита. Такие мероприятия очень важны, это существенный фактор успешности региона. Конечно, нужно создавать условия для инвесторов, но определяющим являются понятные, прозрачные и постоянные взаимоотношения, без доверия отношения в бизнесе не построишь. Для этого нужно почувствовать атмосферу, особенности региона, т. е. самому побывать у нас.
16 Марта 2009
www.uralpolit.ru