2004 год стал знаменателен многими событиями для Ханты-мансийского автономного округа. В сентябре была добыта восьмимиллиардная тонна нефти с начала освоения запасов Западной Сибири. Состоялось торжественное открытие автомобильного моста через Иртыш в районе Ханты-Мансийска, который позволит связать восток нашей страны с западом и центром, значительно сократив расстояние. В этом году было проведено немало различных культурных, спортивных мероприятий всероссийского и международного масштабов. Но, наверное, главное, что в этом году также планомерно, как и в прошлые продолжалась работа по развитию всех отраслей народного хозяйства региона, создания нормальных условий для работы, проживания, отдыха жителей Югры. О некоторых из этих вопросов сегодня разговор с губернатором, председателем правительства Ханты-Мансийского автономного округа Александром ФИЛИПЕНКО.
-Александр Васильевич, Ваша оценка минувшего года для автономного округа?
-2004 год, наверное, стал для нас одним из самых удачных с точки зрения экономического и социального развития. Округ прожил его успешно, опираясь на собственные возможности и силы. Тенденция динамичного развития в течение последних лет была сохранена, что выразилось в десятипроцентном росте промышленного производства. Учитывая, что экономика округа опирается, прежде всего, на инерционные и очень емкие отрасли, нефтедобычу, электроэнергетику, то каждый процент роста великое дело. В 2004 году произведено промышленной продукции на 890 миллиардов рублей, что на 315 миллиардов больше, чем в 2003 году. Если в 2003 году округ перечислил в бюджетную систему России порядка 300 миллиардов рублей, то в прошлом году эта цифра уже превысила рубеж в половину триллиона рублей, что составляет 16 процентов всех поступлений в российский бюджет. Наша главная отрасль - нефтяная также успешно завершила год, а рост добычи нефти составил около 10 процентов по сравнению с 2003 годом. В прошлом году начата добыча нефти на шести новых месторождениях.
Должен сказать, что по абсолютному большинству других показателей есть также положительные тенденции роста. И даже в аграрном секторе экономики, где мы привыкли к депрессивным показателям, ситуация меняется к лучшему. Здесь и поголовье скота увеличилась, несколько возросла урожайность тех культур, которые у нас выращиваются.
Выполнена огромная социальная программа. В округе нет территории, где за прошедший год не добавились бы либо школы, либо объекты культуры, спорта, и, конечно же, объекты жилищного строительства. Ежегодно в округе сдается более семисот квадратных метров жилья. Конечно, мы все хотели бы строить еще больше, как минимум вдвое, но, тем не менее, это тоже весьма существенная цифра.
В 2004 году реализованы крупные инфраструктурные проекты.. К примеру, в международном режиме стал работать аэропорт Ханты-Мансийска, в ближайшее время и аэропорт Нижневартовска станет международным. Сегодня можно уже говорить о практически обеспеченном проезде от восточной до западной границы автономного округа по автомобильному транспортному коридору. Сегодня наша задача заключается в том, чтобы завершить обустройство отдельных участков автодороги.
Мне думается, что уже можно говорить о достаточно эффективном научно-техническом и образовательном развитии автономного округа, что чрезвычайно важно, потому что без этого не может быть перспектив. К сожалению, у некоторой части населения, живущего за пределами округа, есть простое видение развития нефтяной отрасли - черпать нефть ведрами и думать, куда потратить деньги. На самом деле для добычи нефти созданы весьма высокие технологии и этом смысле в нашем округе сконцентрировано очень много того, чем можно гордиться. Это IT- технологии, сложные комплексные системы, управляющие процессом добычи и транспортировки нефти, другими технологическими процессами сопоставимыми с комплексами, управляющими космическими полетами.
Сейчас в округе активно формируется не только производственная, но и социальная инфраструктура, хотя это мы должны были сделать еще "вчера", поскольку человек здесь должен жить долго, постоянно и как минимум - счастливо. Поэтому нам чрезвычайно важно развивать в Югре и образование, и здравоохранение, и культуру, и спорт со всеми составляющими.
Власть, и окружная и муниципальная, вместе с нашими партнерами - предприятиями и корпорациями, активно занимаемся созданием условий для развития экономики, как таковой, но это - не самоцель. Развитая экономика - это, все-таки, средство для обеспечения нормальной жизни людей. Совместные действия власти всех уровней, бизнеса, общественных организаций создали в округе необходимую социальную обстановку, которая позволяет нам стабильно и без особых потрясений жить сегодня. Мы уверены в завтрашнем будущем.
Прошедший год был достаточно удачен в плане реализации наших планов. Мы выполнили все свои обещания и даже немного больше. Планы на 2005 год ничуть не меньше по своей значимости и объему.
-Александр Васильевич, разговоры о том, что Ханты-Мансийский автономный округ имеет непомерно большие доходы, которыми надо бы делиться с другими регионами, не утихают. Ваша позиция в этом вопросе.
-Чтобы понять, как формируются такие мнения, приведу один пример. Когда видят, что годовой бюджет Югры, условно говоря, составляет много десятков миллиардов рублей, а на территории проживает полтора миллиона человек, сразу же делятся эти миллиарды на полтора миллиона, и все приходят в ужас от полученных цифр. Потому что сравнивают, к примеру, с Курганом, где весь бюджет - миллиард с небольшим, или Ингушетией, где такой душевой доход, что вообще жить нельзя. Почему для округа этих миллиардов немного? Мне думается, что и нефть, и газ, и многие другие полезные природные ископаемые, индустриальная мощь есть не только в Ханты-Мансийском округе. Конечно, основой нашего сегодняшнего благополучия является наличие природных ресурсов, соответствующего интеллектуального потенциала профессиональных людей и, конечно же, тот мощный народнохозяйственный комплекс, который создан, поддерживается и работает. Я уже говорил, что в 2004 году предприятия, работающие на территории автономного округа, в федеральную бюджетную систему передали налогов более чем на 500 миллиардов рублей. Что касается доходной части бюджета округа, то вам известно, что на 2005 года он значительно сократился по сравнению с предыдущими годами. Это связано с новациями в федеральном законодательстве, договором с Тюменской областью и другими факторами. Но все равно, многие продолжают считать, что денег у нас немерено. Но хочу еще раз объяснить, почему нам до сих пор не хватает денег, несмотря на то, что наш бюджет благополучен. Есть три позиции. Первая - мы территория Севера, и поэтому у нас все несколько дороже, чем в других регионах. Второй вопрос: мы - район нового освоения, за последние 40 с небольшим лет население округа выросло в 12 раз, и достигло полутора миллионов человек. Поэтому все болезни роста, естественно, сказываются. Мы должны строить значительно больше, чем любой другой освоенный регион. И в этом смысле нам и денег требуется много. И я должен подчеркнуть, что до сих пор мы многие проблемы еще не решили. Так сказать, остроту сняли, но вопросы остались. Это, прежде всего обеспечение жильем, необходимым минимумом социальных объектов и так далее. И третье, то, что мы должны думать и о перспективе, а не только о дне сегодняшнем. Обеспеченность спортивными сооружениями у нас выполнена на 12 процентов, средними профессиональными учреждениями образования - на 22 и т.д. И чтобы приблизиться к среднероссийским нормативам, потребуется не только много лет, но и огромные средства. К сожалению, традиционно так сложилось, что все эти проблемы: социальная защита, досуг для молодежи, жилье и т.д. - решаются только за счет бюджета. Хотя многие вопросы могли бы быть решены за счет инвестиций коммерческих структур: частные школы, детские сады, больницы... Не снимая при этом с государства обязательств по гарантированным услугам в образовании, здравоохранении и культуре.
Что касается перераспределения доходов между регионами. Я хотел бы, чтобы такое распределение было более адекватным. Нельзя, конечно, не учитывать, что мы живем в одном федеративном государством, и, конечно же, в этой связи ряд регионов более легко адаптируется к тем новым условиям, которые формируются сегодня, а иные регионы более сложно. И в этой связи, конечно, мне кажется, велика ответственность как раз федерального центра за то, чтобы в равной степени все жители России могли получать социальные и иные блага в необходимом объеме. Дополнительные доходы в федеральный бюджет надо искать не путем перераспределения, а за счет зарабатывания средств. Возможностей для этого немало. Тем более, что путь механического перераспределения ничего, кроме иждивенчества, равнодушия, не порождает. И еще, что касается наших доходов: в российском рейтинге по среднедушевому доходу автономный округ находится лишь на пятом месте, притом, что по производству промышленной продукции занимает первое место.
-Александр Васильевич, одним из важных событий 2004 года можно назвать Вашу личную встречу в Сочи с Президентом Владимиром Путиным. Что дал этот разговор?
-У меня осталось ощущение, что разговор был конструктивный, о деле. Конечно же, с моей стороны это был своеобразный отчет Президенту о том, что мы сделали. Я доложил, что в округе устойчивый экономический рост в физических и натуральных показателях, и рост уровня жизни людей совершенно очевидный. Но речь шла и о том, что будет завтра. И в этой связи я убедительно просил Президента, чтобы те люди, которые занимаются перспективами, перестали считать Ханты-Мансийский автономный округ только нефтяной территорией. Да, конечно, мы были, есть и будем еще многие годы главной энергетической базой России. Но наряду с этим мы мощно развиваем и другие отрасли, другие направления, в том числе ряд информационных технологий, производство сверхчистых материалов, лесную отрасль и переработку тех же углеводородов. И я доволен тем, что Президент активно поддержал нас. Второй вопрос, который мы обсуждали, связан с предложениями, которые я внес по возможному улучшению состояния дел в нефтяной отрасли. Это касается развития малого и среднего нефтяного бизнеса, который еще весьма недостаточен, организации биржевой торговли, что решает очень многие вопросы: и ценообразование в нефти, и налогообложение. Не дело, когда Россия, являющаяся главным поставщиком нефти на мировой рынок, узнает о ценах на "черное золото" из котировок Нью-Йоркской, или Лондонской бирж. И третий вопрос был связан с реализацией принятых законов о разграничении полномочий. Наши предложения состояли в том, чтобы более активно и динамично попытаться пройти этап согласований деятельности властей - федеральной и региональной, и заключение соответствующих соглашений с ведомствами и структурами для того, чтобы активно двигаться вперед. Говорили мы и о том, что преобразования региональной экономики очень нуждаются в поддержке федеральных властей. Я передал Владимиру Владимировичу все наши наработки и проекты. Президент также интересовался уровнем жизни жителей Югры. Я рассказал и о достижениях, и о контрастах - как, к примеру, мириться с тем, что в регионе, занимающем первое место в стране по промышленному производству, 10 процентов населения живут за чертой бедности? Я был далек от того, чтобы "лакировать" действительность. И рад, что нашел понимание обсуждаемых проблем.
-Мы постоянно говорим о социальной направленности нашего окружного бюджета. А как объяснить людям реальность этого тезиса?
-Вообще, все, что делается в округе, делается для людей, их блага. Строим ли мы жилье, дома культуры, спортивные сооружения или другие объекты - это для жителей автономного округа. Что касается непосредственно социальной защиты населения, где наиболее выпукло проявляются финансовые вложения в социальную, сферу, то могу сказать, что все компенсации, надбавки, которые предусмотрены законодательством, выплачивались постоянно на территории округа, и будут выплачиваться. А та реформа, которая предложена и реализуется сегодня, как раз связанная с заменой, в том числе и материальных выплат какими-то денежными компенсациями, потребует дополнительных ресурсов. Мы просчитали: это порядка трех миллиардов рублей придется дополнительно выделить на эти вопросы. Более того, для тех, кто проработал значительное количество лет, я не хочу перечислять, есть градации, предусмотрены дополнительные доплаты к пенсии, которые установлены федеральными органами, и они достигают 800 рублей в месяц. Эти пенсии касаются и тех, кто отработал свое и живет в автономном округе, равным образом касается тех, кто выехал за пределы автономного округа, живет в других местах, но он имеет право продолжать получать эти доплаты. В прошлом году мы поставили задачу достичь, чтобы средние доходы пенсионеров, то есть слабозащищенных слоев населения, были не ниже прожиточного уровня. Мы ее решили и сейчас пенсии превышают прожиточный минимум на 25 процентов. Теперь мы решаем задачу, чтобы и минимальные доходы населения достигли прожиточного уровня. Вот тогда, я думаю, мы ответим на большинство вопросов.
С 1 января 2005 года согласно новому законодательству гарантированные доплаты за работу в условиях, приравненных к северным и районные коэффициенты выплачиваются только работникам, получающим заработную плату из федерального бюджета. Поэтому правительство Югры решило работникам бюджетной сферы округа гарантировать эти доплаты за счет окружного бюджета. Дума автономного округа приняла этот закон. Мы также обратились к руководителям предприятий и организаций всех форм собственности, чтобы они также при заключении коллективных договоров предусмотрели аналогичные позиции.
-Еще из важных политических событий минувшего года, наверное, следует отметить и трехстороннее соглашение между Югрой, Ямалом и Тюменской областью. Что оно дало всем трем территориям?
-Этим соглашением мы достигли стабильности и подтвердили, что все три субъекта федерации входят в состав Тюменской области, при этом каждая территория выполняет свои полномочия, определенные федеральным законодательством. Мы подтвердили свое участие в ряде общеобластных программ. Да, процесс шел нелегко, рассматривались различные варианты наших взаимоотношений, порой взаимоисключающие. Избранный тремя губернаторами путь сегодня подтверждает его правильность. Да, Ямал в определенной, а Югра в большей части, недосчитаются уже в 2005 году в своих бюджетах финансовых средств, которые будут направлены в Тюменскую область для совместных программ. Но замечу, что эти деньги целевые и будут работать на всю область.
-Александр Васильевич, среди множества проблем все-таки жилищная остается, наверное, наиболее острой и болезненной для жителей Югры?
-Я уже говорил, что в последние годы в округе ежегодно сдается порядка семисот тысяч квадратных метров жилья. Такие темпы сопоставимы лишь, наверное, со столичными. Тем не менее, количество очередников не сокращается. В округе действуют программы по сносу ветхого и фенольного жилья, строительства для молодых семей, МЖК, начинаем развивать ипотеку. К примеру, если программа МЖК еще совсем недавно работала в трех городах, сегодня уже в 18-ти. На мой взгляд, в жилищном вопросе надо изменить сознание людей, что бесплатного жилья уже не будет. В этой связи необходимо добиться реальной цены на жилье. То, что нам сегодня предлагают, не отвечает никаким реалиям: ни себестоимости, ни спросу. Цены в округе на жилье завышаются искусственно. Чтобы они упали, надо строить больше, и не одному подрядчику, а нескольким: будут выбор и конкуренция. Надо создать нормальный механизм кредитования, чтобы любой работающий мог взять ссуду и рассчитываться в течение многих лет. Но в России нет механизма "длинных денег", банк не дает заем на 30 лет: и денег нет в таком количестве, и риск не вернуть деньги достаточно велик.
-Каждый год приносит новые "сюрпризы" от федерального центра: изменяющееся законодательство, особенно Бюджетного и Налогового кодексов, проходит не в пользу самодостаточных регионов. В результате бюджет округа недосчитывается значительных сумм. Какие перспективы в связи с этим у автономного округа?
-Много денег не бывает. И когда у нас был бюджет значительно больше нынешнего, нам не хватало средств для выполнения всех намеченных программ. Сегодня он существенно сократился, но и при этом значительно превышает бюджеты других российских регионов. На мой взгляд, жить надо по средствам. Правительство автономного округа выполняет свои обязательства по социальной защищенности населения, выплате заработной платы работникам бюджетной сферы. Напомню, что с 1 октября 2004 года мы существенно повысили заработную плату этой категории работников. Да, пришлось сократить бюджет развития и выделить средства только на завершение начатого капитального строительства. Наполняемость окружного бюджета можно сохранить или повысить за счет целенаправленной, активной работы с налогоплательщиками, что мы и делаем.
-Александр Васильевич, каким видится будущее нашего округа?
-Наш завтрашний день в значительной степени определят развитие транспортной инфраструктуры, увеличение производства электроэнергии, создание предприятий глубокой переработки углеводородного сырья. Усложнение экономики должно дать округу динамику развития не на проценты, а в разы. Я говорю о добыче и переработке попутного газа, производстве топлива, строительстве транспортного коридора Ивдель - Агириш - Лабытнанги вдоль восточного склона Уральских гор. Это то, что запланировано и будет выполнено. Приполярный Урал может сыграть важнейшую роль не только для Югры, но и страны в целом. Уже сегодня специалисты оценивают богатства этой северной части округа в семь триллионов долларов. Поэтому логично предполагать, что мы скоро туда придем, причем активно и не только за счет собственных возможностей автономного округа. Для этого чрезвычайно важно решить главные проблемы, связанные с развитием транспортной инфраструктуры в этом районе, увеличить электрогенерирующие мощности и перевести предполагаемые залежи полезных ископаемых в балансовые запасы.
Для дальнейшего развития нефтедобычи нужно менять сложившуюся на сегодня ситуацию с геологоразведкой. Какие перспективы, по Вашему мнению, в ближайшем будущем ожидают этот сектор?
-Мне думается, некие позитивные перемены уже происходят. Месяц назад на заседании российского правительства состоялся заинтересованный разговор и дискуссия на тему много или мало у нас запасов, в том числе и углеводородов, поставленных на баланс. Оказалось, что их не очень много, поэтому правительство приняло решение существенно увеличить бюджетное финансирование геологоразведочных работ в ближайшей перспективе. Но наряду с этим надо активно стимулировать недропользователя, чтобы он сам был заинтересован заниматься геологоразведкой. Среди предлагаемых руководством страны мер стимулирования этой отрасли, есть, например, такой метод, как "сквозное лицензирование", когда компания, получившая лицензию на разведку месторождения, имеет преимущественное право получить лицензию на его разработку. Это серьезный стимул, прежде всего, для нефтяных компаний, да и для других инвесторов, заинтересованных в нефтяном бизнесе. Кроме того, закончилась пауза, когда бывшее руководство Министерства природных ресурсов без особых причин приостановило процесс лицензирования геологоразведки. Поэтому, я надеюсь, на позитивные перемены и в этой отрасли.
-Хотелось бы услышать о перспективах развития лесной отрасли. В Ханты-Мансийском округе создан "Югорский лесопромышленный холдинг", поделитесь Вашими впечатлениями о его работе...
Холдинг образован. Сегодня он аккумулирует в себе большинство отраслевых проектов, которые реализуются при поддержке и при участии Правительства Югры. Таким образом, концентрируются все возможности, централизуется координация работ. Многие проекты находятся в завершающей стадии реализации. Часть из них уже завершено. Например, в Нягани построен заводов по производству клееного шпонового бруса LVL. Это очень хороший перспективный проект. Закончено строительство завода по изготовлению плит МДФ в поселке Мортка Кондинского района.
За счет образования подобных холдингов, объединяющих в себе отраслевые производства различных уровней, мы можем получить существенно больший экономический эффект, чем сегодня. Поэтому, рентабельным может быть только высокотехнологичное комплексное производство. "Югорский лесопромышленный холдинг" соединит в себе все эти требования, занимаясь и заготовкой, и переработкой древесины вплоть до производства целлюлозы.
-Правительство Ханты-Мансийского автономного округа и ОАО "Тюменьэнерго" заключили соглашение о сотрудничестве. Так же подписан договор между "Югорской территориальной энергетической компанией" и "Тюменьэнерго" на поставку электроэнергии. Насколько эти соглашения повлияют на развитии коммунальной энергетики?
Для Ханты-Мансийского автономного округа производство электроэнергии является высокотехнологичным видом деятельности. Генерация на базе попутного нефтяного и природного газов гораздо эффективнее. С другой стороны, судя по динамике уровня нагрузок, в ближайшие 5-6 лет может возникнуть дефицит электроэнергии уже внутри округа. Это связано с промышленным развитием, прежде всего - нефтяных предприятий, а также с повышением благосостояния наших жителей, ростом потребления электроэнергии в быту.
Если в позапрошлом году регион отправлял на свободный рынок за пределы автономного округа порядка 25% производимой электроэнергии, то сегодня этот процесс существенно изменился. Доля потребляемой энергии внутри округа возросла, поставки на внешний рынок сократились.
Вместе с тем, мы имеем огромные потенциальные возможности для существенного увеличения генерирующих мощностей. Я имею ввиду нижневартовскую ГРЭС, где за счет применения новых технологий можно существенно увеличить объем производства и повысить его эффективность. Кроме того, будет реконструирована сургутская ГРЭС-1. У нас хорошие перспективы и есть масса других проектов, которые нужно реализовать.
-Александр Васильевич, мы все говорим о делах. А лично для Вас, чем знаменателем завершившийся год?
-Событий было много, но я особенно рад, что в минувшем году стал уже четырежды дедом. Кстати, наш округ занимает третье место в России по естественному приросту населения. Только в 2004 году в Югре родилось свыше 10 тысяч малышей. Это еще один фактор стабильности в автономном округе и это не может не радовать.
www.admhmao.ru/governer/Guber_v/statyi/2005/statya1.htm