01 сентября 2008
5862

Александр Филиппенко: `Память о ГУЛАГе жива`

Александр Филиппенко - один из немногих артистов, кто решился прочитать произведения Солженицына со сцены. Моноспектакль "Один день Ивана Денисовича" Филиппенко играет по памятным датам, а недавно выступал с ним среди бараков и заборов с колючей проволокой - в Мемориальном музее ГУЛАГа "Пермь-36".

- Со словом Александра Исаевича я познакомился, как и все, в годы хрущевской оттепели. Это имя не нужно было открывать. Он появился для всех и сразу после публикации "Одного дня Ивана Денисовича" в журнале "Новый мир" в ноябре 1962 года. Это было как гром среди ясного неба. И я, прочитав это произведение, видимо, как и все, пережил потрясение. Потом шли годы, я снова читал его публикации, исследования, обращения И говорил себе, что живу в одно время с великим классиком. Появилось ощущение, что есть писатель, с которым можно поговорить, посоветоваться.

"Один день Ивана Денисовича" появился в моем репертуаре совершенно неожиданно. В Библиотеке иностранной литературы проводился тематический вечер, где надо было прочитать эту повесть. Мне сделали предложение, я сразу ответил: "Да". И этот вечер состоялся в Овальном зале. Там была Наталья Дмитриевна, и после спектакля мы больше часа беседовали с ней. Она и потом не раз приходила на спектакль. Ее советы были точны и правильны. Например, она сказала мне: "У Шухова - тихое достоинство. И вы уж, Александр, при исполнении - меньше графики, но больше акварели".

А вообще Александр Исаевич настороженно относился, когда кто-то просил разрешения исполнять его произведения со сцены. Он не сразу разрешил нам снимать для канала "Культура" телеспектакль "Случай на станции Кочетовка". Долго велись переговоры. Это было в 2001 году. Но в итоге от него пришло разрешение, но с уточнением: "Хорошо, сокращайте. Но не дописывайте!" В день похорон писателя этот спектакль показали по телевидению.

Если позволите, я вернусь к разговору об "Одном дне Ивана Денисовича". Оформлял этот спектакль Давид Боровский, выдающийся сценограф, который недавно ушел из жизни. Это его последняя работа. Признаться, я знал его колоссальную занятость, поэтому не ожидал, что у него найдется время оформить зал в Библиотеке иностранной литературы. Но ради спектакля по Солженицыну он отложил некоторые дела и - ночью! - приехал на встречу. В другое время просто не мог. Мы встретились с ним в Овальном зале, походили, все осмотрели. Он улыбнулся и сказал: "А давай рояль колючей проволокой обмотаем". Потом помолчал и предложил другую метафору. На табуретке стоит бутылка от кефира и в ней как букет - три колючие проволоки. А за спиной актера - самое важное! - три на четыре метра карта ГУЛАГа.

Перед премьерой "Одного дня" в Театре "Практика" Наталья Дмитриевна передала мне книгу, на титульном листе которой Александр Исаевич написал аккуратным учительским почерком: "Александру Георгиевичу Филиппенко - попутного ветра! 26 мая 2006 года"

Как только спектакль появился в моем репертуаре, из разных городов стали звонить и приглашать на гастроли. Сейчас всем хочется услышать слово Солженицына. В прошлом году мне сделали предложение поехать в Пермскую область, где есть Мемориальный музей-лагерь "Пермь-36". Там сидели все советские политические заключенные. Сегодня на его месте - единственный в России музей ГУЛАГа, где многое сохранилось в том виде, в каком было до 1985 года. Там вышки, "колючка" на заборе вокруг, бараки, карцер - реальная зона Единственное новшество - это открытая сборная сцена рядом с реальной пилорамой. И там же зрительный зал.

Спектакль идет без антракта два часа десять минут: в зале сидят и старушки, и студенты, и школьники В финальной сцене, когда последняя фраза прозвучала и играет музыка, высвечивается карта ГУЛАГа. Я всегда спускаюсь в зал и из зрительного зала смотрю на нее. Еще не было случая, чтобы публика оставалась на местах. Все встают и как при минуте молчания смотрят на карту. Память о ГУЛАГе жива в семьях, которых коснулся сталинский террор. И зрители подходили ко мне тихо, как бы стесняясь этого. Кто-то уходил, молча опустив голову Все здесь сказано. И когда я читаю "Один день Ивана Денисовича", делаю паузы и смотрю прямо в глаза зрителю. А иногда не могу это делать, поскольку горло схватывает.


"Театральные "НИ"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован