Будучи известным украинским актером, Александр Голобородько стал секс-символом Эстонии, снявшись в картине "Последняя реликвия". На российскую сцену его пригласил Михаил Царев, художественный руководитель Малого театра. Народный артист России Голобородько играл маршала Рокоссовского, Александра Блока и Ричарда Третьего. Сегодня он - ведущий актер театра им.Моссовета. А по совместительству вице-президент Гильдии актеров кино России и президент международного кинофестиваля "Созвездие".
Мы застали Александра Александровича в его гримуборной, где артист готовился к выходу на сцену.
В украинских театрах я был "первым парнем на деревне"
- Александр Александрович, почему вы выбрали профессию актера?
- Это было так давно, что я уже не помню чистых эмоций. Я родился на Украине в городе Днепродзержинске. Мой папа работал электриком и по совместительству руководил, так скажем, колхозно-дружественным коллективом, вместе с которым он ставил спектакли на украинскую классику. А поскольку текстов они не учили, как в старинном театре, то я был суфлером. У меня была настолько маленькая будочка, что я еле умещался (смеется).
- То есть ваша судьба была предопределена?
- Нет. Я, если честно, в детстве мечтал быть военным летчиком, но не сложилось, потому что со зрением были проблемы. И я пошел в артисты, поступив в Киевский театральный институт имени Карпенко-Карого. В далеком 56-ом году я его закончил и по распределению оказался в Симферополе, где начал сниматься в кино.
- Культовый фильм "Туманность Андромеды" начал вашу карьеру. Как проходили съемки?
- Я играл Рэна Боза. Эта роль досталась мне совершенно случайно. Кто-то из актеров не приехал на съемки, и ассистенты режиссера картины начали бросаться в местные театры в поисках "первого парня на деревне". Я оказался "первым парнем". Правда, роль оказалась небольшой. Эпизоды снимались в Судаке. Я приехал, на меня быстренько надели великоватый белый костюмчик, подвили волосы, загримировали Через много лет "Туманность Андромеды" посмотрела моя дочь и сказала, что я тогда был "ничего" парень - симпатичный.
Эстонские девушки называли меня секс-символом
- А правда, что в Эстонии вы были не просто "первым парнем", а секс-символом?
- Можно и так сказать. Фильм "Последняя реликвия" оказался третьим по счету в моей карьере и принес мне бешеную популярность, потому что я исполнил роль национального героя Эстонии Габриэля. Сниматься в фильме меня пригласил художник-мультипликатор Рейн Раамат. Причем, он предложил мне отрицательную роль. Я отказался, объяснив, что играю только положительные характеры. Режиссер фильма сделал большие глаза, сказал, что я наглый и взял. Пик славы "Последней реликвии" уже отгремел, но меня до сих пор там узнают на улицах, здороваются, просят автографы. Это и приятно, но в тоже время немного утомительно. Не автографы актер должен раздавать, а делом заниматься.
- Можете ли вы назвать "Последнюю реликвию" лотерейным билетиком?
- Скорее всего, так и есть. Я проснулся знаменитым, сыграв Габриэля. Мне писали письма поклонницы от десяти до 80 лет, присылали фотографии. В Таллине даже выпустили аперитивы под названием "Габриэль" и "Агнес" - так звали главную героиню. Была даже такая шутка, называлась "секс-коктейль": когда "Агнес" и "Габриэля" смешивали, то у коктейля получались разные вкусы в зависимости от того, кто был сверху, а кто снизу (улыбается).
- Исходя из того, какая популярность была у фильма, можно подумать, что вас преследует Габриэль до сих пор.
- У меня за всю жизнь было два прозвища: Габриэль и Маршал. С первым все понятно, а вот последнее надежно приклеилось ко мне после фильма Юрия Озерова "Битва за Москву", где я сыграл маршала Рокоссовского.
- Маршал Рокоссовский известен тем, что выступил против воли Иосифа Сталина в начале Великой Отечественной войны. А вам когда-нибудь приходилось идти против главного?
- Случалось. Но выступать против режиссера - занятие неблаговидное и непрофессиональное. Если что-то не устраивает, то лучше сразу отказываться от роли и уходить, потому что кроме испорченных нервов ничего не получишь. В 1973 году на студии им.Довженко Олег Ленциус снимал фильм "Черный капитан" о партизанском движении юга России 19-го года. Мне показалось, что у режиссера по поводу этого периода истории в голове была какая-то каша. Он заставлял нас делать совершенно глупые вещи, и я восстал. Поставив условие, что режиссер снимает два дубля, а я делаю третий, какой считаю нужным, в конце я оказался у разбитого корыта. Идиотом был! Ведь потом к монтажу меня никто не допустил, конечно. По прошествии лет я поменял свое отношение к "Черному капитану" и понял, что влезать в дела режиссера очень неправильно.
С возрастом я обнаружил, что умею играть злодеев
- В вашей фильмографии очень много исторических, военных фильмов, детективов. Не считаете ли вы себя заложником одного образа? Ведь для многих актеров это проблема.
- Карьеру актера порой делает какой-то один фильм, который запоминается людям и по которому они сами определяют ему амплуа. Вот в чем проблема. А себя в первую очередь я считаю театральным актером. На сцене я играл самые разнообразные роли: и героев-любовников, и героев плаща и шпаги, и царей, и писателей - чего только не было! С возрастом я обнаружил, что умею играть злодеев. В сериале "Каменская" я исполнил роль очень нехорошего человека и понял, что во мне это тоже есть - слишком убедительно получилось (смеется).
- Женщин играть не пробовали?
- (Улыбается) Нет! Я, наверное, и не сумел бы. Кстати, некоторые говорят, что актерская профессия - это не мужская профессия, а женская, исходя из внешних обстоятельств: мы гримируемся, у нас существует желание понравиться. Ни фига! Профессия актерская - очень трудная профессия для смелых людей, потому что выходить каждый день на публику требует определенного мужества.
- Какие обстоятельства подтолкнули вас переехать из Украины в Москву?
- Михаил Иванович Царев переманил к себе в Малый театр в 76-ом году. Тогда мне было 38 лет, в Симферопольском театре им.Горького у меня были две заметные роли - Ричарда III и царя Федора Иоанновича. И вот как-то после антракта мне сообщили, что художественный руководитель Малого театра Царев был на спектакле и просит меня зайти к нему завтра. Первое, что он мне сказал, когда я к нему вошел: "О, как лихо вы вчера. Сколько театров пригласили"? Я назвал, а он ответил, чтобы я не шел к ним, и пригласил в Малый.
- Вы переехали в Москву с семьей?
- Семьей в то время была моя жена Светлана Шершнева. Мы переехали в столицу вдвоем. Мы всю жизнь работаем вместе. В Симферопольском театре мы служили вместе, были задействованы в одних спектаклях. В Малый нас пригласили вдвоем, и сегодня мы играем на одной сцене в Театре им.Моссовета.
- А как произошло ваше знакомство? Наверняка это очень романтичная история?
- В наш симферопольский театр приехала новая артистка. Причем, тогда она была начинающий звездой, снялась в фильме "С днем рождения". Я сразу всем сказал, что "ко мне жена приехала". А когда она пришла ко мне вставать на комсомольский учет (я был секретарем комсомольской организации), понял, что Света мне подходит. Через девять месяцев мы поженились и до сих пор не расстаемся.
Не имея возможности быть королями, мы становимся актерами и царствуем
- У вас были в детстве кумиры, любимые актеры, на которых вы равнялись?
- Как и все ребятишки моего поколения, я обожал Георгия Юматова, Николая Крючкова, Петра Алейникова. Мы все старались им подражать, во дворе играли в Тарзана и Читу. А с Николаем Афанасьевичем Крючковым я снимался в картине "Битва за Москву", где он играл эпизодическую роль - старика. Там-то мы и сдружились. И в какой-то день после премьеры фильма он мне позвонил и попросил сыграть его сына в картине "Верую в любовь". Любовь к этому великому артисту передалась моей внучке Машеньке - она наизусть знает фильм "Небесный тихоход", в котором Николай Афанасьевич играет Булочкина.
- Александр Александрович, сегодня вы продолжаете играть в кино?
- А как же! Недавно снялся в фильме "Королев" моего земляка, режиссера Юрия Кары. Он сказал мне: "Александр Александрович, понимаете, роль не очень большая, но вам знакомая". Я генералов много переиграл - говорю: "Генерала какого-то что ли"? Оказалось, что нет. В 70-х годах я играл в фильме о Королеве, был его отчимом. Тогда отчим еще был молодым, а Королев - мальчишкой. И здесь мне предлагают сыграть тоже отчима при другом Королеве, уже повзрослевшем. Я с удовольствием работал. А сейчас я заканчиваю работу в фильме Геннадия Полоки (реж. к/ф "Республика Шкид"), которая имеет сильное и страшное название "Око за око". Речь идет о 17-м годе, о белом и красном терроре, о безумном, бессмысленном уничтожении друг друга.
- Вы создавали советский кинематограф и принимаете непосредственную роль в развитии отечественного кино. Вы можете сказать, что вам ближе?
- Поскольку я артист советского кино, мне история советского кинематографа ближе. Некоторые современные фильмы я совсем не понимаю и не приемлю. Порой нет рекламы настоящего современного кинематографа, чистой драматургии, ведь не состоит же наша с вами жизнь исключительно из стрелялок-догонялок! Конечно, у нас есть много талантливых молодых режиссеров, но молодые снимают молодых. И правильно! А нашему поколению нужно просто с достоинством доплыть до последнего берега.
- Откуда вы черпаете силы для творчества?
- Иоганн Гете сказал: "Не имея возможности быть королями, мы становимся актерами и царствуем". Большинство моих ролей сделаны или на кухне, или в ванной. И мы, актеры, счастливые люди. От репетиций, от поисков нужных словечек, интонаций, фраз, таких, чтобы сердце екнуло и пульс повысился, мы получаем кайф! И за это еще и деньги платят! Актерство - это даже не профессия, это способ жизни.
- Кем бы вы смогли быть, если не актером?
- Если бы вынудили обстоятельства, то я пошел бы в палатку торговать, чтобы жить. Но получал бы я от этого кайф - это вопрос десятый. А вообще, актерам всегда было очень тяжело. Я сейчас не только о деньгах говорю. По большому счету, нынешнему руководству страны театр не нужен. Как мне кажется, они не находят ему места в философии нынешнего времени. От этого очень грустно
Мария Богданчикова
KM.RU