07 февраля 2007
5438

Александр Голобородько: `Быть секс-символом Эстонии крайне утомительно`

Будучи известным украинским актером, Александр Голобородько стал секс-символом Эстонии, снявшись в картине "Последняя реликвия". На российскую сцену его пригласил Михаил Царев, художественный руководитель Малого театра. Народный артист России Голобородько играл маршала Рокоссовского, Александра Блока и Ричарда Третьего. Сегодня он - ведущий актер театра им.Моссовета. А по совместительству вице-президент Гильдии актеров кино России и президент международного кинофестиваля "Созвездие".

Мы застали Александра Александровича в его гримуборной, где артист готовился к выходу на сцену.

В украинских театрах я был "первым парнем на деревне"

- Александр Александрович, почему вы выбрали профессию актера?

- Это было так давно, что я уже не помню чистых эмоций. Я родился на Украине в городе Днепродзержинске. Мой папа работал электриком и по совместительству руководил, так скажем, колхозно-дружественным коллективом, вместе с которым он ставил спектакли на украинскую классику. А поскольку текстов они не учили, как в старинном театре, то я был суфлером. У меня была настолько маленькая будочка, что я еле умещался (смеется).

- То есть ваша судьба была предопределена?

- Нет. Я, если честно, в детстве мечтал быть военным летчиком, но не сложилось, потому что со зрением были проблемы. И я пошел в артисты, поступив в Киевский театральный институт имени Карпенко-Карого. В далеком 56-ом году я его закончил и по распределению оказался в Симферополе, где начал сниматься в кино.

- Культовый фильм "Туманность Андромеды" начал вашу карьеру. Как проходили съемки?

- Я играл Рэна Боза. Эта роль досталась мне совершенно случайно. Кто-то из актеров не приехал на съемки, и ассистенты режиссера картины начали бросаться в местные театры в поисках "первого парня на деревне". Я оказался "первым парнем". Правда, роль оказалась небольшой. Эпизоды снимались в Судаке. Я приехал, на меня быстренько надели великоватый белый костюмчик, подвили волосы, загримировали Через много лет "Туманность Андромеды" посмотрела моя дочь и сказала, что я тогда был "ничего" парень - симпатичный.


Эстонские девушки называли меня секс-символом


- А правда, что в Эстонии вы были не просто "первым парнем", а секс-символом?


- Можно и так сказать. Фильм "Последняя реликвия" оказался третьим по счету в моей карьере и принес мне бешеную популярность, потому что я исполнил роль национального героя Эстонии Габриэля. Сниматься в фильме меня пригласил художник-мультипликатор Рейн Раамат. Причем, он предложил мне отрицательную роль. Я отказался, объяснив, что играю только положительные характеры. Режиссер фильма сделал большие глаза, сказал, что я наглый и взял. Пик славы "Последней реликвии" уже отгремел, но меня до сих пор там узнают на улицах, здороваются, просят автографы. Это и приятно, но в тоже время немного утомительно. Не автографы актер должен раздавать, а делом заниматься.


- Можете ли вы назвать "Последнюю реликвию" лотерейным билетиком?


- Скорее всего, так и есть. Я проснулся знаменитым, сыграв Габриэля. Мне писали письма поклонницы от десяти до 80 лет, присылали фотографии. В Таллине даже выпустили аперитивы под названием "Габриэль" и "Агнес" - так звали главную героиню. Была даже такая шутка, называлась "секс-коктейль": когда "Агнес" и "Габриэля" смешивали, то у коктейля получались разные вкусы в зависимости от того, кто был сверху, а кто снизу (улыбается).


- Исходя из того, какая популярность была у фильма, можно подумать, что вас преследует Габриэль до сих пор.


- У меня за всю жизнь было два прозвища: Габриэль и Маршал. С первым все понятно, а вот последнее надежно приклеилось ко мне после фильма Юрия Озерова "Битва за Москву", где я сыграл маршала Рокоссовского.


- Маршал Рокоссовский известен тем, что выступил против воли Иосифа Сталина в начале Великой Отечественной войны. А вам когда-нибудь приходилось идти против главного?


- Случалось. Но выступать против режиссера - занятие неблаговидное и непрофессиональное. Если что-то не устраивает, то лучше сразу отказываться от роли и уходить, потому что кроме испорченных нервов ничего не получишь. В 1973 году на студии им.Довженко Олег Ленциус снимал фильм "Черный капитан" о партизанском движении юга России 19-го года. Мне показалось, что у режиссера по поводу этого периода истории в голове была какая-то каша. Он заставлял нас делать совершенно глупые вещи, и я восстал. Поставив условие, что режиссер снимает два дубля, а я делаю третий, какой считаю нужным, в конце я оказался у разбитого корыта. Идиотом был! Ведь потом к монтажу меня никто не допустил, конечно. По прошествии лет я поменял свое отношение к "Черному капитану" и понял, что влезать в дела режиссера очень неправильно.

С возрастом я обнаружил, что умею играть злодеев

- В вашей фильмографии очень много исторических, военных фильмов, детективов. Не считаете ли вы себя заложником одного образа? Ведь для многих актеров это проблема.

- Карьеру актера порой делает какой-то один фильм, который запоминается людям и по которому они сами определяют ему амплуа. Вот в чем проблема. А себя в первую очередь я считаю театральным актером. На сцене я играл самые разнообразные роли: и героев-любовников, и героев плаща и шпаги, и царей, и писателей - чего только не было! С возрастом я обнаружил, что умею играть злодеев. В сериале "Каменская" я исполнил роль очень нехорошего человека и понял, что во мне это тоже есть - слишком убедительно получилось (смеется).

- Женщин играть не пробовали?

- (Улыбается) Нет! Я, наверное, и не сумел бы. Кстати, некоторые говорят, что актерская профессия - это не мужская профессия, а женская, исходя из внешних обстоятельств: мы гримируемся, у нас существует желание понравиться. Ни фига! Профессия актерская - очень трудная профессия для смелых людей, потому что выходить каждый день на публику требует определенного мужества.

- Какие обстоятельства подтолкнули вас переехать из Украины в Москву?

- Михаил Иванович Царев переманил к себе в Малый театр в 76-ом году. Тогда мне было 38 лет, в Симферопольском театре им.Горького у меня были две заметные роли - Ричарда III и царя Федора Иоанновича. И вот как-то после антракта мне сообщили, что художественный руководитель Малого театра Царев был на спектакле и просит меня зайти к нему завтра. Первое, что он мне сказал, когда я к нему вошел: "О, как лихо вы вчера. Сколько театров пригласили"? Я назвал, а он ответил, чтобы я не шел к ним, и пригласил в Малый.

- Вы переехали в Москву с семьей?

- Семьей в то время была моя жена Светлана Шершнева. Мы переехали в столицу вдвоем. Мы всю жизнь работаем вместе. В Симферопольском театре мы служили вместе, были задействованы в одних спектаклях. В Малый нас пригласили вдвоем, и сегодня мы играем на одной сцене в Театре им.Моссовета.

- А как произошло ваше знакомство? Наверняка это очень романтичная история?

- В наш симферопольский театр приехала новая артистка. Причем, тогда она была начинающий звездой, снялась в фильме "С днем рождения". Я сразу всем сказал, что "ко мне жена приехала". А когда она пришла ко мне вставать на комсомольский учет (я был секретарем комсомольской организации), понял, что Света мне подходит. Через девять месяцев мы поженились и до сих пор не расстаемся.

Не имея возможности быть королями, мы становимся актерами и царствуем

- У вас были в детстве кумиры, любимые актеры, на которых вы равнялись?

- Как и все ребятишки моего поколения, я обожал Георгия Юматова, Николая Крючкова, Петра Алейникова. Мы все старались им подражать, во дворе играли в Тарзана и Читу. А с Николаем Афанасьевичем Крючковым я снимался в картине "Битва за Москву", где он играл эпизодическую роль - старика. Там-то мы и сдружились. И в какой-то день после премьеры фильма он мне позвонил и попросил сыграть его сына в картине "Верую в любовь". Любовь к этому великому артисту передалась моей внучке Машеньке - она наизусть знает фильм "Небесный тихоход", в котором Николай Афанасьевич играет Булочкина.

- Александр Александрович, сегодня вы продолжаете играть в кино?

- А как же! Недавно снялся в фильме "Королев" моего земляка, режиссера Юрия Кары. Он сказал мне: "Александр Александрович, понимаете, роль не очень большая, но вам знакомая". Я генералов много переиграл - говорю: "Генерала какого-то что ли"? Оказалось, что нет. В 70-х годах я играл в фильме о Королеве, был его отчимом. Тогда отчим еще был молодым, а Королев - мальчишкой. И здесь мне предлагают сыграть тоже отчима при другом Королеве, уже повзрослевшем. Я с удовольствием работал. А сейчас я заканчиваю работу в фильме Геннадия Полоки (реж. к/ф "Республика Шкид"), которая имеет сильное и страшное название "Око за око". Речь идет о 17-м годе, о белом и красном терроре, о безумном, бессмысленном уничтожении друг друга.

- Вы создавали советский кинематограф и принимаете непосредственную роль в развитии отечественного кино. Вы можете сказать, что вам ближе?

- Поскольку я артист советского кино, мне история советского кинематографа ближе. Некоторые современные фильмы я совсем не понимаю и не приемлю. Порой нет рекламы настоящего современного кинематографа, чистой драматургии, ведь не состоит же наша с вами жизнь исключительно из стрелялок-догонялок! Конечно, у нас есть много талантливых молодых режиссеров, но молодые снимают молодых. И правильно! А нашему поколению нужно просто с достоинством доплыть до последнего берега.

- Откуда вы черпаете силы для творчества?

- Иоганн Гете сказал: "Не имея возможности быть королями, мы становимся актерами и царствуем". Большинство моих ролей сделаны или на кухне, или в ванной. И мы, актеры, счастливые люди. От репетиций, от поисков нужных словечек, интонаций, фраз, таких, чтобы сердце екнуло и пульс повысился, мы получаем кайф! И за это еще и деньги платят! Актерство - это даже не профессия, это способ жизни.

- Кем бы вы смогли быть, если не актером?

- Если бы вынудили обстоятельства, то я пошел бы в палатку торговать, чтобы жить. Но получал бы я от этого кайф - это вопрос десятый. А вообще, актерам всегда было очень тяжело. Я сейчас не только о деньгах говорю. По большому счету, нынешнему руководству страны театр не нужен. Как мне кажется, они не находят ему места в философии нынешнего времени. От этого очень грустно


Мария Богданчикова

KM.RU
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован