Эксклюзив
08 июня 2009
4474

Александр Гретченко: Инновационность бизнес - образования в условиях мирового финансового кризиса

Международная научно-практическая конференция "Проблемы и перспективы инновационного развития экономики Украины" Днепропетровск, 28-30 мая 2009 г. Тезисы.

Как кризис влияет на бизнес-образование, кто спешит учиться именно сейчас, чем отличается MBA от DBA? Все эти вопросы возникают сегодня перед многими молодыми людьми.

Проведенные Международным институтом Бизнес-Тренинга исследования показали, что слушатели MBA и DBA в России воспринимают бизнес-образование совсем не так, как работодатели. Для студента бизнес-школы получение диплома МВА - это повод в ближайшее время после окончания обучения сделать серьезный скачок в зарплате, в должности - в этой ли компании или в другой. У работодателей - другая реакция. Если раньше во многих компаниях требовали диплом МВА, потому что это был некий значок, марка, то сейчас это образование становится настолько распространенным, что у части работодателей оно вызывает скепсис.

Бизнес-школы в настоящее время борются за то, чтобы создать себе имя, зарекомендовать себя. Сейчас уже важен не просто диплом, а его бренд, то есть, где он получен. Школы, кстати, реагируют на это гораздо быстрее, то есть делают отраслевые и специализированные программы, вступают в альянсы с крупными организациями, чтобы реагировать на потребности рынка.

В условиях финансового кризиса внутреннее содержание программ частично трансформируется, поскольку это рыночные, коммерческие программы, и, скорее всего, будут вводиться не только отдельные предметы, но и целые блоки дисциплин, которые связаны с действиями компаний и государства, выживанием в условиях кризиса, с антикризисным управлением.

Проведенные нами исследования свидетельствуют о колебании индекса деловой активности до и после кризиса 1998 года. Установлено, что в моменты падения индекса деловой активности увеличивался спрос на любые индивидуальные программы, а на корпоративные (с оплатой обучения за счет компании) - снижался. Как только индекс деловой активности поднимался, спрос на корпоративные программы увеличивался; начинали работать предприятия - и, наоборот снижался, как это ни печально, спрос на программы с открытого рынка. Люди начинали много работать, начинали получать отдачу от бизнеса и откладывали получение образования на более поздний срок.

Сами программы существенно не меняются - сегодня они сформированы под потребности рынка. При разработке российского стандарта МВА и DBA использовались все существующие международные стандарты крупнейших мировых ассоциаций, игроков на рынке бизнес-образования. В программы сейчас активно включаются такие формы обучения как круглые столы, мастер классы, активные тренинги.

Бизнес-образование это шанс использовать освободившееся время и физические силы, которых не хватает людям сейчас при нынешней скорости жизни. И если освобождается какая-то часть времени, то стоит его потратить правильно, инвестировать в свое образование. Это даст возможность приобретения личных деловых контактов и, в какой-то степени, возможность дальнейшего трудоустройства. Очень часто работники кадровых служб говорят о том, что за резюме не видно реального человека - его умений, способностей, коммуникативных навыков, умения убеждать и производить впечатление. А в каждой компании существуют свои ключевые критерии, по которым некоторые резюме могут просто отбрасываться. В рамках обучения, играя в деловые игры и обсуждая кейсы параллельно, человек показывает свой образ мышления, свой подход, демонстрирует глубину знаний, и в том числе - потенциальному работодателю, который вдруг окажется с ним за одной партой. Намного проще и удобнее пригласить человека, которого уже видел в действии, - известно, как он реагирует на те или иные ситуации, которые создаются в аудитории. У нас есть деловые игры, компьютерные симуляции и тренинги, которые проходят в аудитории, описывающие ситуацию в той или иной компании, отрасли.


Гретченко Александр Анатольевич,
к.э.н., Руководитель Департамента международного сотрудничества и анализа Болонской системы образования Международного института Бизнес Тренинга, Москва

08.06.2009,
viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован