Уважаемые коллеги!
О необходимости структурной перестройки российской экономики и, прежде всего, реструктуризации промышленности сейчас говорят многие отечественные политики и экономисты. Этой теме посвящены публикации в российской специальной литературе, авторы которых предлагают свои варианты. Однако в условиях производственного спада и при крайне несовершенной пока рыночной инфраструктуре абсолютно необходимым является непосредственное государственное управление процессом сохранения, наращивания и реализации реструктуризации экономики. Во-первых, государство должно самым активным образом действовать в направлении повышения качества и совершенствования структуры совокупного спроса. В качестве инструментов такой политики могут выступать такие меры, как, конкурсное распределение заказов среди предприятий и фирм на производство высокотехнологичной продукции; установление жестких, приближенных к мировым, стандартов при ее приемке; отладка системы сертификации инновационных услуг; постоянный мониторинг технологических инноваций в развитых странах; развитие патентной политики; предоставление финансовых и налоговых льгот предприятиям, инвестирующим в инновации. Во-вторых, государство обязано самым активным образом стимулировать предложение дефицитных факторов производства высшего порядка, необходимых для подъема конкурентоспособности промышленности. Это предполагает серьезные инвестиции в науку и новые технологии, равно как и в профессиональную подготовку и образование; в развитие инфраструктуры рынка инновационных услуг с целью создания национальной инновационной системы. В этой связи очень важна роль государства в стимулировании российских предпринимателей в инновационном бизнесе или так называемого малого инновационного предпринимательства, которое в настоящее время испытывает острейший дефицит источников финансирования. Используя опыт зарубежных стран, например США, государство может участвовать в создании инвестиционных компаний малого бизнеса, предоставлять налоговые и финансовые льготы и государственные гарантии по кредитам предоставляемым инновационным предприятиям, а также эффективно поддерживать широкую частную инициативу по освоению производств нового технологического уклада. Важным в данной связи становится создание организационно-экономических условий свободного доступа всех хозяйствующих субъектов к достоверной научно-технической и экономической информации путем развертывания соответствующих информационных систем. Кроме того, особая проблема связана с ситуацией финансовой несостоятельности большого количества предприятий. В этом случае государственная поддержка конкретных предприятий должна концентрироваться в направлении стимулирования их реконструкции или модернизации на основе перспективных технологий нового технологического уклада. Из этого же принципа следует исходить в политике совершенствования организации промышленного производства в целом и в той ее составляющей, которая связана с созданием конкурентоспособных на мировом рынке финансово-промышленных групп.
18.07.2000
Из выступления на научной конференции "Структурная перестройка российской экономики" (Москва, 18.07.2000)
viperson.ru