Уважаемые коллеги!
Конституция 1993 года стала основой дальнейшего углубления экономических реформ и, прежде всего, макроэкономической стабилизации. Именно эта проблема оказалась центральной в деятельности правительства в рассматриваемый период, и именно ее удалось решить на базе новой Конституции РФ. Принятие новой Конституции не привело и не могло привести автоматически к резкому повороту к стабилизационному курсу. Оставались мощные социально-экономические группировки, жизненно заинтересованные в продолжении проинфляционного курса. Кроме того, необходимо было разработать и реализовать некоторый минимальный комплекс правовых и организационных мер, создать соответствующую институциональную среду, критически важную для решения базовых макроэкономических задач. 1994 год стал очередным годом инфляционного витка. Если раньше в 1990-1993 годах инфляционистская политика обусловливалась исключительно мощным давлением на исполнительную власть со стороны соответствующих социальных сил, отсутствием политических институтов, способных осуществлять роль посредников между властью и группами интересов, а также сильной зависимостью исполнительной власти от популистски настроенного законодательного корпуса, то теперь ситуация оказалась несколько иной. Формально Конституция освободила исполнительную власть от избыточного давления популизма. Возможности Федерального Собрания РФ вмешиваться в экономическую политику были заметно ограничены и, одновременно, новый депутатский корпус, как казалось, мог стать естественным политическим посредником во взаимоотношениях исполнительной власти и бизнеса. Однако вскоре выяснилось, что всего этого недостаточно. Весь названный комплекс политических факторов подвел правительство к последней попытке подавления инфляции - попытке, которая была успешно завершена в 1996 году. Эту фазу борьбы с инфляцией, которая велась на базе новой Конституции, отличает ряд важных особенностей политического, экономического и правового характера. Во-первых, параллельная кодификация отечественного права. Ключевым моментом этого явилось принятие первой (1994) и второй (1995) частей нового Гражданского кодекса, названного многими либеральными экономистами и юристами "новой конституцией хозяйственной жизни". Во-вторых, сохранение нерегулированности, точнее слабой урегулированности отношений собственности, что значительно ослабляло весь курс экономической политики и одновременно достаточно четко предопределяло основное направление развития правового процесса. Периодически принимавшиеся на эту тему постановления Правительства не могли, естественно, сыграть сколько-нибудь существенную роль, поскольку противодействие законодателей было более чем очевидно, а этот фактор практически полностью нейтрализовывал возможное позитивное воздействие правительственных документов. К тому же зарубежные инвесторы в принципе привыкли отдавать предпочтение законодательству перед подзаконными актами. В-третьих, получил приращение комплекс правовых актов общеэкономического характера и, прежде всего, о Центральном банке, о банках и банковской деятельности, о регулировании естественных монополий. В-четвертых, процессы макроэкономической стабилизации в значительной мере совпали с выборными кампаниями - сначала, парламентской (1995), а потом и президентской (1996). Это могло внести в нормотворческую деятельность значительную дозу популизма - как непосредственно, так и потенциально, в части ожиданий экономическими агентами от политиков популистских всплесков разного рода. Правда, на практике такое воздействие политики на экономику оказалось минимальным и проявилось преимущественно в обилии подзаконных нормативных актов-обещаний, многие из которых или заведомо не предназначались для реализации, или же были отменены вскоре после выборов. Конечно, такое отношение к нормативным актам не добавляет социально-экономической системе устойчивости, однако в подобных шагах нельзя не видеть попытки психологического смягчения социальной напряженности без принятия разрушительных для макроэкономической ситуации мер собственно экономического популизма. Таким образом, на протяжении 1994-1996 годов были сформированы некоторые базовые политические, социальные и правовые предпосылки дальнейшего развития экономической реформы. Процесс законотворчества протекал не при тесном сотрудничестве исполнительной и законодательной власти, а при их остром противоборстве. Последнее, естественно, оказывало негативное влияние как на качество принимаемых документов, так и на принципиальную способность ветвей власти выработать согласованную позицию. Также этот период был ознаменован проникновением корпоративного бизнеса в государственную власть.
26.04.1997
Из выступления на научно-практической конференции "Современная экономическая политика: взгляд изнутри" (Москва, 26.04.1997)
viperson.ru