Профессор Александр Гусев в эксклюзивном интервью Владиславу Павлову на аналитическом онлайн-телеканале «День»: готов ли сегодня Китай вести Шелковый путь через Россию?
Пожалуй, первым и уже практически завершенным, проектом можно считать автомобильную трассу «Западная Европа- Западный Китай», протяженность которой составит почти 8,5 тыс. км. Трасса пересечет КНР с востока на запад: от порта Ляньюньган (Шанхайский регион) до Урумчи и Хоргоса (провинция Синьцзян). Далее скоростное шоссе пройдет почти 2,8 тыс. км по территории Казахстана вблизи крупных городов юго-востока и юга страны, таких как Алматы, Шымкент, Кызылорда, и, наконец, достигнет города Актобе у северной границы республики, продолжившись в России, далее на Оренбург, Казань, Нижний Новгород, Москву и Санкт-Петербург.
Строительство участка на территории КНР близится к завершению. Что касается Казахстана, то президент страны Назарбаев пообещал завершить строительство трассы до ноября 2016 года, т.е. до сдачи ключевого участка трассы «Алматы-Хоргос».
Таким образом, уже в 2016 году Казахстан с Китаем свяжет устойчивое автомобильное и железнодорожное сообщение, а китайские и казахстанские производители и потребители получат возможность беспрепятственно и быстро доставлять грузы и продукцию на потребительские рынки друг друга.
Следовательно, Китай и Казахстан свою часть нового Шелкового пути уже прошли или почти уже проходят. А что Россия?
Россия никуда не торопится. В прошлом году на обустройство всех российских дорог было выделено 9 млрд рублей и это, заметьте, на всю страну, в этом году - 45 млрд рублей.
Однако Россия так до сих пор не смогла перейти к конкретной реализации своей части проекта, может быть за исключением прерывистых участков трассы. Так, президент Башкирии заявил, что строительство участка на территории республики планируется начать только в 2016 году.
Можем ли сегодня гарантировать, что свою часть проекта мы завершим к 2020 году?
Не уверен.
Оправдания вроде нехватки финансовых ресурсов в бюджете страны и санкций со стороны стран Запада не очень уместны.
Давайте посмотрим в суть проблемы, а она, как правило, лежит в основном в политической сфере. До недавнего времени Россия делала ставку на Евросоюз, а потому китайскому проекту не уделялось особого внимания. Тогда как в Казахстане проект развития взаимосвязей с Китаем был взят под личный контроль президента Назарбаева, понимающего, что его страна в будущем может рассматриваться как главный транзитный партнер между КНР и Европой.
Кроме того, президент Казахстана в своем послании к народу в ноябре 2014 года, объявил о начале реализации программы «Нурлы жол» (Светлый путь) в рамках которой приняты постановления о значительном увеличении ассигнований на строительство и ремонт транспортной инфраструктуры.
Общий инвестиционный портфель новой программы составил 6,0 трлн тенге. Кроме того напомню, что в 2012 году было завершено строительство железной дороги соединяющего казахстанский Жетыген и китайский Хоргос, а в 2014 году завершена укладка полотна железной дороги Жезказган – Бейнау, которая позволит сократить путь и заметно ускорить перевозки через Казахстан из Китая в Европу.
В результате активной государственной политики экспорт транспортных услуг, по данным Национального банка Казахстана, в 2014 году составил 3,8 млрд долларов и заметно превысил импорт – 2,4 млрд долларов.
Другими ключевыми звеньями проекта «Нурлы жол» стало расширение пропускной способности пограничной станции Достык, развитие сухого порта в свободной экономической зоне «Хорогос – Восточные ворота», три новых сухогрузных терминала в порту Актау и новый паромный терминал в порту Курык, аренда существующих терминалов в морском порту Янтянь и в сухих портах в Сиане (провинция Шэньси) и Чженчжоу (Хэнань, Центральный Китай).
Таким образом, Казахстан ожидает, что объем международных транзитных перевозок к 2020 году удвоится, что будет связано с ростом перевозок не только между Китаем и ЕС, но и между Китаем и Россией, Турцией и Ираном, между Россией и странами Центральной Азии, Ираном и странами Индийского океана, между центрально-азиатскими странами и КНР, а также другими странами АТР, в которых Казахстану будет отводиться ключевая роль.
Пока мы в России только рассматриваем план высокоскоростной магистрали «Москва-Пекин», Китай уже успел построить 900 километровую ветку от Урумчи до Алматы, связав тем самым два города с населением около 6 млн человек.
Мы же участок трассы «Москва-Пекин» от Москвы до Казани возможно построим к 2020 году…
Профессор Александр Гусев в эксклюзивном интервью Владиславу Павлову на аналитическом онлайн-телеканале «День» http://www.dentv.ru/ 10.08.2015 года, эфир в 11:00 мск.