Как известно, закончился провалом пятилетний цикл переговоров в рамках Генерального Соглашения по Торговле Услугами - ГАТС/ВТО (так называемый "Раунд Доха"), начавшийся в ноябре 2001 года. Ни одна из стран не приняла на себя обязательств по либерализации международной торговли в различных областях, включая сельское хозяйство, промышленность, природоресурсный, природоохранный и водный сектор. Развитые страны настаивали на значительном расширении перечня конкретных обязательств по либерализации рынка, которые развивающиеся страны должны взять на себя в сфере экологических товаров и услуг (ЭТУ). Инициаторами мер в этой области стали США и Евросоюз. Одним из последствий принятия этих предложений США и ЕС будут обязательства стран "третьего мира" по неограниченному допуску на свой рынок ЭТУ иностранных компаний, обеспечив им такой же правовой режим, как и компаниям своих стран. Такое требование неприемлемо для развивающихся стран из-за неблагоприятной для них ситуации на мировом рынке ЭТУ. По данным международной организации ЮНКТАД, более 85% мирового рынка ЭТУ принадлежит 53 крупнейшим "природоохранным" ТНК Западной Европы, США и Японии. Ситуация усугубляется тем, что у развивающихся стран фактически отсутствует национальный потенциал для обеспечения своих интересов при такой экспансии. Они, как показывает практика, оказываются беззащитными (неконкурентоспособными) на фоне такой экспансии, лишаясь при этом всяких перспектив для создания потенциала не только в природоохранной сфере, но и в других, связанных с этой, сферах. Принятие указанных расширенных обязательств, приведет к тому, что, согласно ГАТС, будут признаны противозаконными многие виды природоохранной деятельности, осуществляемой в странах. Например, будут признаваться незаконными ограничения на добычу нефти в уязвимых в экологическом отношении Арктических регионах. Кроме того, могут быть признаны незаконными ограничения на объемы использования поверхностных и подземных вод, ограничения на количество бензозаправочных станций, в т.ч. и в городах, ограничения на количество мест утилизации опасных отходов, на количество и протяженность нефтепроводов и газопроводов, на объемы прокачиваемой нефти. Особое неприятие у большинства стран-членов ВТО вызвало положение ГАТС о "национальном режиме". Согласно этому положению, страна обязана предоставить иностранному партнеру такой же режим деятельности, какой предоставляется национальным компаниям.
19.10.2007
bionauki.ucoz.ru
viperson.ru