Даже сейчас, в период серьезных экономических потрясений и ожиданий, многие российские регионы имеют достаточный потенциал для эффективного развития, но определенные стереотипы в выборе политики развития региона не дают властям региона отойти от практики ожидания помощи от федерального центра. Учитывая тенденции сокращения федеральной поддержки, можно предположить, что регионам придется осуществлять поступательное развитие самостоятельно и это очевидно. Переход регионального развития из контекста федеральной политики, которая и в настоящее время малоэффективна, на региональный уровень открывает перспективы инициативному подходу, который базируется на процессах согласования интересов различных политических, экономических и общественных сил региона и реализуется с помощью институтов, созданных в рамках консультационных процессов. В этом контексте я бы хотел выделить два принципиальных подхода: программно-целевой и инициативный подход. Различия в этих подходах заключаются, главным образом, в том, что является определяющим и, прежде всего, способ запуска процесса разработки и реализации программ. Если в программно-целевом подходе программа запускается "сверху" и федеральная власть спускает сверху цели и основные содержательные компоненты программы, то в инициативных программах "сверху" осуществляется, лишь запуск инициативы, т.е. экспертиза и поддержка программы инициатив, а выстраивание самой программы и ее организационная схема проектируются и формируются "снизу", в регионах. В этом случае, сохраняется авторское отношение к программе, как необходимое условие для ее успешной реализации. Задачей инициативного подхода является переход в регионе к политике эффективного развития и эффективного использования всех внутренних ресурсов региона. Так же важной задачей является получение независимости регионом от источников федерального финансирования за счет отказа от дотационного механизма формирования бюджета и переориентации на стратегию развития. Таким образом, инициативная программа осуществляется при согласовании интересов между субъектами региональной политики, региональными предпринимательскими структурами, активными общественными организациями и выработке основных положений концепции регионального развития.
Из выступления Александра Гусева на круглом столе "Региональное развитие российских регионов" (Самара, 18.08.1992).
viperson.ru