Уважаемые коллеги!
Анализируя электоральное поведение в случаях голосования с более чем двумя альтернативами, всегда необходимо учитывать проблему соотношения "искреннего" и стратегического типов голосования. "Искренним" голосованием мы можем назвать такое голосование, когда избиратель голосует за альтернативу, которая устраивает его больше всех других, независимо от того, имеет эта альтернатива шансы победить на выборах или нет. Стратегическим типом голосования можно назвать такой тип электорального поведения, когда избиратель решая, за кого голосовать, учитывает не только свои предпочтения, но и шансы кандидата выиграть выборы. Таким образом, избиратель голосует не всегда за самого привлекательного кандидата, но за наиболее привлекательного кандидата из тех, кто имеет шанс выиграть выборы. В России модель рационального голосования для анализа электорального поведения в чистом виде практически не применяется. Тем не менее, отдельные разработки на эту тему уже появились. Суть рационального голосования сводится к объединению действий в группы-факторы, после чего между факторами рассчитывалась корреляция, позволяющая построить структуру взаимозависимостей этих факторов. Если эта модель более применима для анализа электорального поведения в странах со стабильной политической системой, в которой избиратели способны воспринимать и адекватно оценивать позиции кандидатов и партий. В условиях нестабильного политического пространства России и мифологизированного и разорванного сознания как электората, так и самих политических лидеров, данная модель вряд ли позволит в ближайшем будущем успешно объяснять поведение российского избирателя. С другой стороны, неизбежный процесс рационализации российской политики будет постепенно создавать условия и для рационализации поведения электората. Пока же, по нашему мнению, для анализа электорального поведения россиян больше подходят менее "рациональные" модели электорального голосования.
Из выступления на региональной научно-практической конференции "Новые политехнологии в избирательной российской кампании" (Москва, 13.10.2003)
viperson.ru