Уважаемые коллеги!
Следует признать, что в современной политической науке нет универсального определения политической системы, ибо существуют разные подходы к определению власти и политики, с которыми непосредственно связана категория "политическая система", но есть нечто общее для всех определений политической системы. Наиболее подходящей моделью для анализа политических механизмов взаимодействия государства и бизнеса выступает модель Д. Истона. Она определяет политическую систему как систему взаимодействия, посредством которой в обществе рационально распределяются материальные и духовные ценности и на этой почве предотвращаются конфликты между членами общества. Он выделяет две основные функции политической системы: политическая система должна быть в состоянии распределить ценности в обществе; политическая система должна убедить своих граждан принять это распределение как обязательное.
Нормативно-регулятивную модель взаимодействия бизнеса и власти образуют всевозможные нормы, которые определяют поведение людей в политической жизни, а именно их участие в процессах выдвижения требований, превращения этих требований в решения и осуществления решений. Эти нормы - основные правила участия бизнеса во всех типах политического процесса. Нормы можно разделить на два типа: нормы - привычки; нормы - законы. Нормы-законы определяют процесс законодательства, устанавливают или не устанавливают в зависимости от режима права: голоса, свободы слова, создания ассоциаций. Оба типа норм способствуют политическому взаимодействию, без них едва ли можно избежать беспорядка или хаоса. Нормы-привычки во многом определяют форму политической системы, внутри которой оперируют нормы-законы. В тоталитарных системах, например, привычным правилом является то, что победитель получает все. Так взаимодействие между бизнесом и государством в период с 1995 по 2000 годы выстраивалось, в первую очередь на основе "норм - привычек", в 2000-2002 годы приматом являлись нормы - законы. В это период произошел перенос взаимоотношений между государством и бизнесом в поле правовых регуляторов и поле публичной политики. Начиная с 2003 года, наблюдается доминирование "норм, незакрепленных законодательно", но опирающихся на нормы-законы. Несмотря на то, что во взаимоотношениях государства и бизнеса в настоящее время доминируют политические механизмы взаимодействия, свои решения относительно различных политических процессов государство объясняет через призму права, применяемого избирательно. Гораздо адекватнее суть этой модели отражает такое понятие, как государственный корпоративизм.
Выступление на совещании "Взаимодействие власти и бизнеса в современной России" (Москва, 30.05.2004
viperson.ru