30 апреля 2001
2704

Александр Гусев: Основные модели взаимоотношений власти и бизнеса в России

В этой системе координат взаимодействие бизнеса, власти и местного самоуправления в социальной сфере можно описать в виде четырех конструктивных моделей: "добровольно-принудительная благотворительность"; "торг", одним из проявлений которого является "предвыборная благотворительность"; "город-комбинат"; "социальное партнерство". Безусловно, эти модели условны и в реальности их элементы постоянно переплетаются, сосуществуют, обогащают и усложняют друг друга. Задача этих моделей - дать инструмент для понимания ситуации и планирования взаимодействия бизнеса и власти. Модель 1. "Добровольно-принудительная благотворительность". Основная характеристика этой модели - диктат власти, препятствующий росту эффективности корпоративных программ и повышению качества государственного и муниципального управления. Бизнес вынужден следовать директивам власти, упуская существенный элемент управления - экспертизу целесообразности финансируемой деятельности, оценку ожидаемых результатов, поиск решений, наиболее полезных для своих сотрудников, членов их семей и местных сообществ в целом. "Социальная нагрузка" становится для компании условием вхождения в рынок, способом преодоления административных барьеров и в ряде случаев влияет на оценку привлекательности инвестиционных проектов. Желание органов региональной власти сохранить существующую социальную инфраструктуру, страх перед структурными реформами, которые могут потребовать сокращения работников бюджетной сферы или их профессиональной переориентации, приводят к тому, что средства, запрашиваемые у бизнеса, направляются на консервацию существующей социальной сферы, зачастую не слишком полезную для населения. Прямым следствием "добровольно-принудительной благотворительности является низкая эффективность социальных программ бизнеса. Типичными примерами в этом отношении являются: строительство крупных объектов (дома культуры, дворцы спорта), которые муниципалитеты впоследствии не могут содержать; поддержка "умирающих" объектов социально-культурной сферы, препятствующая оптимизации сети бюджетных учреждений; прямые доплаты к заработной плате работников бюджетных учреждений, "консервирующие" неэффективную структуру занятости. Корпоративное финансирование, зажатое в рамки "добровольно-принудительной благотворительности", порождает иждивенчество и бюрократизм.


www.ppolit.ru

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован