Оценивая влияние июньской встречи 2001 года предпринимателей и президента на последующее формирование Совета по предпринимательству при Правительстве России, следует отметить присутствие представителей администрации президента, которые как тогда, так и впоследствии выступали в роли посредников между В. Путиным и предпринимателями, принимая значительную часть решений относительно формата встреч. Что касается Совета при Правительстве, то и здесь администрация постаралась, вероятно, сохранить контроль над взаимодействием государства и бизнеса, так как анализ публикаций о заседаниях Совета свидетельствует о том, что ее представители нередко присутствовали на заседаниях Совета при Правительстве. Можно сделать предположение о том, что представители администрации пытаются выступать посредниками в большинстве переговоров власти и бизнеса на федеральном уровне. Отсутствие в окончательном варианте состава Совета представителей различных бизнес-ассоциаций можно объяснить, во-первых, их слабостью и неразвитостью экспертного ресурса, а во-вторых, предпочтительностью для власти вести диалог с участниками Совета все же как с отдельными предпринимателями, экспертами, а не представителями неких организаций, что, несомненно, в значительной степени сводит на нет способность Совета по предпринимательству выполнять такую функцию, как консолидация интересов. Анализируя динамику состава Совета по предпринимательству в начальный период его существования, можно сделать ряд выводов относительно критериев окончательного отбора участников этой организации. Во-первых, Правительство приложило все усилия к тому, чтобы Совет был максимально деполитизированным, хотя эта цель и не была достигнута в полной мере. Во-вторых, представительство бизнесменов среди участников Совета было сведено к минимуму. В-третьих, в Совете собраны руководители достаточно успешных, но не самых крупных и известных предприятий реального сектора. В-четвертых, было решено отказаться от представительства малоизвестных бизнес-ассоциаций. В-пятых, Правительство не пошло по пути включения в консультативный орган представителей малых и средних предприятий, сосредоточившись на крупном бизнесе. Последний пункт следует особо отметить. Что же касается представителей фондов поддержки предпринимательства, то они, как правило, являются действующими чиновниками. Расширение представительства в Совете этого слоя серьезным образом ограничило его представительскую базу. Таким образом, представительство крупного бизнеса вновь расширилось, а представительство регионов в значительной степени сохранилось. Новые участники Совета связаны либо с региональной, либо с бизнес-элитой, из чего можно сделать вывод о том, что, подбирая состав Совета, власть, в конце концов, сделала ставку на сотрудничество с крупными региональными лидерами. К июлю 2001 года состав Совета по предпринимательству претерпел незначительные изменения. С тех пор состав Совета долгое время не менялся. Часть участников сменила должности и компании, однако на составе Совета это никак не отражалось. Тем не менее, Распоряжение Правительства от 20 мая 2003 года N 650-р несколько изменило ситуацию.
www.ppolit.ru
viperson.ru