05 мая 2001
1410

Александр Гусев: Политика ререгуляции может иметь два варианта институционального развития

Уважаемые коллеги!

В Японии консультативные советы существуют при министерствах и управлениях, назначающих членов "сингикай". Однако руководство этих ведомств ограничено достаточно жесткими рамками неформальных правил при выборе состава советов. Для назначения некоторых членов "сингикай" необходимо согласие обеих палат Парламента или кабинета министров, а иногда - рекомендации заинтересованных сторон. В японских консультативных советах представлены далеко не все социальные группы, а участие действующих чиновников не поощряется. Тем не менее, они, равно как и депутаты Парламента, все же участвуют в "сингикай", что вызывает порой критику. Часто ведомства влияют на деятельность советов через назначение "незаинтересованных лиц", которыми могут быть бывшие чиновники, журналисты, исследователи, юристы, профессура университетов. Однако главный источник влияния - это секретариат, чья деятельность является ответственностью ведомств. Секретариаты подготавливают фактические данные для рассмотрения советов, а по многим вопросам - отчеты, в которые члены "сингикай" лишь вносят правку. В то же время для японских консультативных советов характерен высокий уровень экспертизы, а с точки зрения правительства, "сингикай" помогают защитить лиц, принимающих решения от частного давления, оказываемого в процессе прямого лоббирования. Тема консультативных органов актуальна не только для стран, где демократический строй утвердился уже давно. Для государств, недавно "ставших на демократические рельсы", такая система представительства бизнеса является довольно привлекательной, так как призвана снизить неопределенность в экономической политике государства и ее последствиях, сделать более предсказуемыми результаты тех или иных реформ, а также реакцию общества. Таким образом, политика ререгуляции может иметь два варианта институционального развития: в рамках олигархической системы узкие группы элиты собирают монопольную ренту; в рамках основанного на участии масс политического правления "прибыли" распределяются среди широких неэлитарных групп. Последний сценарий потенциально может обеспечить сотрудничество между социальными группами и правительством, которое будет способствовать повышению эффективности функционирования экономики.

Из выступления на научно-практическом семинаре "Мировой опыт регулирования взаимоотношений власти и бизнеса" (Москва, 05.05.2001)

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован