Уважаемые коллеги!
Особой темой стало дальнейшее развитие финансовых рынков и формирование в России института государственного долга. В 1994 году был сделан важнейший организационно-правовой шаг в этом направлении. Были подготовлены дополнительные механизмы для неинфляционного финансирования народного хозяйства и, тем самым, преодоления высокой инфляции. С 1995 года заимствование на внутреннем, а с 1996 года - и на внешнем рынках, становится важнейшим инструментом государственной экономической политики, определив как ее основные достижения, так и проблемы, на несколько лет вперед. Весь названный комплекс политических факторов подвел правительство к последней попытке подавления инфляции - попытке, которая была успешно завершена в 1996 году. Эту фазу борьбы с инфляцией, которая велась на базе новой Конституции, отличает ряд важных особенностей политического, экономического и правового характера. Во-первых, параллельная кодификация отечественного права. Ключевым моментом этого явилось принятие первой (1994) и второй (1995) частей нового Гражданского кодекса, названного многими либеральными экономистами и юристами "новой конституцией хозяйственной жизни". Были приняты также Арбитражный процессуальный, Водный, Воздушный, Таможенный и Лесной кодексы. Принципиально важным с точки зрения развития экономических реформ стало принятие нового Уголовного кодекса РФ, в котором были отменены наказания за частнопредпринимательскую деятельность, включая спекуляцию, т.е. частную торговлю. Во-вторых, сохранение нерегулированности, точнее слабой урегулированности отношений собственности, что значительно ослабляло весь курс экономической политики и одновременно достаточно четко предопределяло основное направление развития правового процесса. Хотя определенные шаги в этом направлении и были сделаны, например, принят закон о разделе продукции, существенных прорывов совершить не удалось. Периодически принимавшиеся на эту тему постановления Правительства не могли, естественно, сыграть сколько-нибудь существенную роль, поскольку противодействие законодателей было более чем очевидно, а этот фактор практически полностью нейтрализовывал возможное позитивное воздействие правительственных документов. К тому же зарубежные инвесторы в принципе привыкли отдавать предпочтение законодательству перед подзаконными актами.
Из выступления на научно-практическом семинаре "Правовое урегулирование экономической политики в России" (Брянск, 12.11.1996)
viperson.ru