Уважаемые коллеги!
Следует определиться сразу. Я бы хотел отметить, что в модели "торг" ни власть, ни бизнес не могут диктовать другой стороне свои правила игры. Взаимодействие строится исходя из принципа: "Выгодно одному - невыгодно другому". Социальная ответственность в этом контексте понимается как инструмент политических манипуляций, давления сторон друг на друга. Представители власти считают, что решение о выборе направлений социальных программ нужно принимать на уровне региональной власти и органов местного самоуправления, так как предприниматели не понимают нужд населения и социальных проблем территории в целом. Обычно бизнес участвует в реализации социальных программ и акций, инициированных местной администрацией, что не исключает ряда взаимных претензий. Претензии компаний в основном связаны с многочисленными не скоординированными друг с другом "запросами" на оказание помощи; претензии администрации - с тем, что бизнес выделяет недостаточно финансирования. Общественность, население в этой модели рассматриваются исключительно как потенциальные избиратели. Один из способов осуществления "торга" - так называемая "предвыборная благотворительность", то есть финансирование социальных программ в рамках избирательных кампаний. Благотворительность - удобный и эффективный способ войти в квартиру пенсионеров и инвалидов. Безусловно, подобная практика, мягко говоря, небезупречна с этической точки зрения.
Из выступления на научно-практическом семинаре "Ответственность бизнеса: новые направления" (Москва, 16.04.1997)
viperson.ru