Постановка проблемы. Анализ итогов 10-летнего реформирования жилищно-коммунального хозяйства обнаружил высокую инертность отрасли. ЖКХ по-прежнему отличается высоким уровнем фондоемкости и энергоемкости, превышающие в 4-5 раз соответствующие усредненные показатели по экономике страны. Физический износ инженерного оборудования и коммуникаций в коммунальном комплексе сохраняется на уровне 53-65%, и даже в рамках ФЦП "Жилище" на 2002-2010 гг. запланированные целевые показатели по его снижению незначительны и составляют 1-2% в год. По-прежнему коммунальная отрасль остается непрозрачной с точки зрения установления тарифов и обнаруживает широкий пласт нарушений и злоупотреблений со стороны местных властей и ресурсоснабжающих предприятий. Тем не менее, потенциально сфера ЖКХ является инвестиционно привлекательной: рынок жилищно-коммунальных услуг составляет порядка 5% ВВП, и поставщики коммунальных ресурсов, как правило, не страдают от дефицита платежеспособных клиентов.
Высокий уровень физического и морального износа производственных мощностей отрасли обусловлен низкой степенью конкуренции в коммунальном комплексе, а также, по мнению самих предприятий, низкой нормой прибыли. Учитывая социальную значимость коммунальных услуг и неэластичность спроса по цене, цены на коммунальные услуги (тарифы) сложным образом регулируются соответствующими органами власти на федеральном, региональном и местном уровнях, а не устанавливаются поставщиком. В связи с этим прогнозирование размера будущих поступлений поставщика коммунальных ресурсов, а соответственно его нормы прибыли и срока окупаемости вложений сопряжено с высокой вероятностью получения ошибочных оценок. В условиях минимальных сбытовых рисков, можно утверждать, что рентабельность в ЖКХ, с одной стороны, не должна быть высокой (на это указывает и социальная значимость коммунальных услуг), а, с другой стороны, ее уровень должен соответствовать желаниям собственников коммунальных предприятий наращивать объем инвестиций в свой бизнес с целью модернизации основных фондов, а также привлекать на рынок новых участников.
...
См. приложение
20.11.2007
www.viperson.ru