Уважаемые коллеги!
Все случаи успешного участия в региональных выборах избирательных блоков в региональных выборах делятся на две группы, за исключением четырех регионов со смешанной системой. Это кандидаты "КПРФ" и созданных вокруг "КПРФ" блоков, часто имеющие минимальное собственное политическое лицо. Голосовали не за них персонально, а за стоящий за ними политический брэнд, т.е. имело место преимущественно идеологическое голосование. Подобные победы даже при фактическом отсутствии самой агитационной кампании наблюдались в регионах "красного" пояса в выборах первого и частично второго электорального цикла. К настоящему времени ресурс подобного голосования за кандидатов "КПРФ" иссяк и даже кандидату-коммунисту для победы, как правило, требуется профессиональная избирательная компания и создание собственного предвыборного образа. Вторая группа успешного участия в региональных мажоритарных выборах избирательных блоков связано с созданием блоков во главе с региональными харизматическими лидерами, чаще всего таковым является руководитель региона, реже - главный оппозиционер, претендующий на власть, когда все иные кандидаты блока выступают как "друзья-соратники" лидера, которые обеспечат его политический курс и его власть. В этом случае личность кандидата также имеет минимальное значение, т.к. люди предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления, для многих и без того проходных кандидатов перспектива войти в такой блок оказывается вполне заманчивой: минимизация затрат на собственную кампанию, гарантирование результата. Примерами таких "именных блоков" могут быть как различные модификации блоков А. Тулеева в Кузбассе, так и "списки Лужкова" (неформальные, но публичные) в Москве, "губернаторский список" и Блок Юрия Болдырева в Санкт-Петербурге в 1998 году, движение "Отечество" Николая Кондратенко в Краснодарском крае. Характерной чертой подобных образований является их полная беспринципность. В них могут одновременно входить коммунисты и представители "Единства" ("Единой России"), как это было на выборах в Кемеровской и Воронежской областях. Следует оговориться, что термин "именной блок" несколько условен. Наличие имени лидера в названии блока не является обязательным условием для именного блока. Наиболее яркие примеры этого - блок "Наши!" в Красноярском крае - в 2001 году, который откровенно был блоком А. Усса, председателя Законодательного Собрания, считавшегося в тот момент наиболее вероятным претендентом на пост губернатора края, а также блоки: "Наш дом - наш город" и "Единство и Отечество" мэра Екатеринбурга и претендента на пост губернатора Свердловской области А. Чернецкого, или блок "Служу Кузбассу", являвшийся блоком губернатора области А. Тулеева на выборах 2003 года. Все иные случаи успешного участия в региональных выборах партий и блоков как правило довольно скромны, максимально они проводят несколько депутатов, а чаще всего не более одной-двух от той или иной партии. Встречаются случаи, когда в регионах не только сохраняют регистрацию и действуют, но даже проводят кандидатов в депутаты региональные отделения уже не существующих федеральных партий. Процесс ликвидации региональных отделений прекратившей существование федеральной партии, как правило, очень длителен и региональные управления юстиции занимаются им "спустя рукава". Так, в Верховный Совет Хакасии в 2000 году был избран депутат, выдвинутый от регионального отделения "ПРЕС", которая исчезла на федеральном уровне после полного провала на парламентских выборах 1995 года. Еще в ряде регионов в выборах неудачно участвовали или пытались участвовать региональные отделения партий реально прекратившие свое существование. Фактически в выборах участвовала сохранившаяся печать регионального отделения. Согласно официальным данным, указанным в избирательном бюллетене в Читинской области в областную Думу избран депутат Р. Нифтиев, который в бюллетене именовался членом КПСС. При этом СКП-КПСС была не зарегистрирована. Де-факто это не отдельная организация, а союз компартий. Так что даже в принципе быть членом СКП-КПСС невозможно. Ее члены - это организации. Можно быть членом ее выборных органов, но не самой партии. Справедливости ради необходимо отметить и "технический эффект": до 1998-1999 годов правом выдвижения кандидатов обладали многие общественные организации, к настоящему времени утратившие политические права. Таким образом, за счет выдвижения от таких очевидно неполитических по духу организаций, как "Совет женщин" в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, Хакасии, Якутии, Иркутской, Орловской и Ульяновской областях, "Краевая организация ветеранов войн, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов" в Красноярском крае, "Российский фонд ветеранов войны в Афганистане" в Курской области, "Союз офицеров запаса" в Саратовской области, "Союз работников ЖКХ" в Вологодской области, "Комитет солдатских матерей" в Еврейской АО, "Общество защиты прав потребителей" в Калужской области, организация пенсионеров "Алая заря" в Новосибирской области, "Фонд социальной защиты инвалидов", "Совет молодежных организаций", "Исполком Всемирного Конгресса Татар" в Татарстане, "Республиканский центр поддержки самоуправления" в Удмуртии показатели заявленной партийности в эти годы в ряде регионов искусственно завышались. Многие депутаты, избранные от этих общественных организаций, после 1998-1999 годы позиционировали себя или как независимые, или вступали в имеющие политические права общественные политические организации.
Из выступления на научно-практической конференции "Избирательных технологии на российском политическом пространстве" (Тула, 23.11.2003)
viperson.ru