Уважаемые коллеги!
Принципы и положения долгосрочной экологической политики Российской Федерации как одного из факторов перехода к устойчивому развитию сформулированы в таких основополагающих документах, как Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, проект государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации, Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 годы (НПДООС), а необходимость ее совершенствования вызвана меняющимися социально-экономическими условиями и потребностью усиления целенаправленной природоохранной деятельности в стране. Необходимо признать весьма своевременной подготовку Общественного договора о сохранении живой природы России и одобряет его основные идеи, призывает все общественные и хозяйственные организации страны присоединиться к Договору с конкретными обязательствами, заявлениями о намерениях и/или об отказе от экологически опасных действий и особо подчеркивает важность присоединения к Договору всех федеральных ведомств и руководителей субъектов Федерации (губернаторов) с публичными обязательствами и намерениями в области отраслевой, ведомственной и региональной экологической политики. Необходимо отметить, что в последнее время все отчетливее проявляется тенденция активизации международного сотрудничества по глобальным экологическим проблемам. В этих условиях еще более актуальна рекомендация 1-го Всероссийского съезда по охране природы об установлении приоритетов в области международного сотрудничества и сосредоточении усилий на определении места и роли России в решении глобальных экологических проблем с учетом защиты национальных интересов страны. Прежде чем решать проблемы, надо прийти к соглашению, какие проблемы и в какой очередности надо решать. Все проблемы охраны своей природы одновременно не может решить ни одна страна, какой бы богатой она ни была. Тем более в современной России обилие накопившихся и постоянно вновь возникающих нерешенных экологических проблем требует концентрации усилий - то есть выделения приоритетов. В настоящее время нет федеральной стратегии решения проблем охраны окружающей среды - экологических проблем России. Ближе других этой задаче отвечает указ Президента от 4 февраля 1994 г. N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития". При дальнейшем развитии концепции устойчивого развития России, закрепленном указом Президента от 1 апреля 1996 г. N 440 Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, не произошло развития государственной природоохранной (или, в более широком смысле - экологической) политики. В определенной степени это оказалось связано с тем, что даже умеренно-экологические позиции, положенные в основу Указа 1994 г., были подвергнуты резкой критике со стороны части руководства "Газпрома", а впоследствии и некоторых депутатов Федерального Собрания как отражающие позиции "экологического абсолютизма". Другими важнейшими документами в области формирования приоритетов охраны природы явились Национальные планы действий по охране окружающей среды, на 1995-1996 гг., 1997-1998 гг. и, наконец, на 1999-2000 гг. Однако все эти документы, объединяющие конкретные мероприятия по охране окружающей природной среды более чем 40 федеральных целевых программ, связанных с решением конкретных экологических проблем, ввиду их заданной краткосрочности, не могли определять стратегию и долгосрочные приоритеты в области охраны природы. Крайне важной, хотя и не привлекшей достаточного внимания, стала Концепция государственной политики в сфере производства, использования и охраны природных ресурсов, одобренная Правительством в 1998 г. Эта концепция могла бы стать краеугольным федеральным документом в области определения приоритетов охраны природы, если бы была подготовлена не на узко ресурсной основе и на паритетных началах не только ресурсными, но и природоохранными федеральными структурами. Но этого не произошло, и название документа фактически оказалось шире его содержания. Надо упомянуть также, что в октябре 1997 года в Государственной Думе состоялись Парламентские слушания "О государственной экологической политике по обеспечению устойчивого развития Российской Федерации", главнейшей рекомендацией которых стало требование формулирования политики в области охраны окружающей природной среды. Хотя все упомянутые выше документы важны для определения приоритетов в области охраны среды, до сих пор система таких приоритетов официально не сформулирована.
04.06.2002
Из выступления на международной конференции "Проблемы охраны окружающей среды", посвященной Дню охраны окружающей среды (Москва, 04.06.2002)
viperson.ru