16 июня 2009
2251

Александр Гусев: В настоящее время нет федеральной стратегии решения проблем охраны окружающей среды России

Уважаемые коллеги!

Принципы и положения долгосрочной экологической политики Российской Федерации как одного из факторов перехода к устойчивому развитию сформулированы в таких основополагающих документах, как Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, проект государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации, Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 годы (НПДООС), а необходимость ее совершенствования вызвана меняющимися социально-экономическими условиями и потребностью усиления целенаправленной природоохранной деятельности в стране. Необходимо признать весьма своевременной подготовку Общественного договора о сохранении живой природы России и одобряет его основные идеи, призывает все общественные и хозяйственные организации страны присоединиться к Договору с конкретными обязательствами, заявлениями о намерениях и/или об отказе от экологически опасных действий и особо подчеркивает важность присоединения к Договору всех федеральных ведомств и руководителей субъектов Федерации (губернаторов) с публичными обязательствами и намерениями в области отраслевой, ведомственной и региональной экологической политики. Необходимо отметить, что в последнее время все отчетливее проявляется тенденция активизации международного сотрудничества по глобальным экологическим проблемам. В этих условиях еще более актуальна рекомендация 1-го Всероссийского съезда по охране природы об установлении приоритетов в области международного сотрудничества и сосредоточении усилий на определении места и роли России в решении глобальных экологических проблем с учетом защиты национальных интересов страны. Прежде чем решать проблемы, надо прийти к соглашению, какие проблемы и в какой очередности надо решать. Все проблемы охраны своей природы одновременно не может решить ни одна страна, какой бы богатой она ни была. Тем более в современной России обилие накопившихся и постоянно вновь возникающих нерешенных экологических проблем требует концентрации усилий - то есть выделения приоритетов. В настоящее время нет федеральной стратегии решения проблем охраны окружающей среды - экологических проблем России. Ближе других этой задаче отвечает указ Президента от 4 февраля 1994 г. N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития". При дальнейшем развитии концепции устойчивого развития России, закрепленном указом Президента от 1 апреля 1996 г. N 440 Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, не произошло развития государственной природоохранной (или, в более широком смысле - экологической) политики. В определенной степени это оказалось связано с тем, что даже умеренно-экологические позиции, положенные в основу Указа 1994 г., были подвергнуты резкой критике со стороны части руководства "Газпрома", а впоследствии и некоторых депутатов Федерального Собрания как отражающие позиции "экологического абсолютизма". Другими важнейшими документами в области формирования приоритетов охраны природы явились Национальные планы действий по охране окружающей среды, на 1995-1996 гг., 1997-1998 гг. и, наконец, на 1999-2000 гг. Однако все эти документы, объединяющие конкретные мероприятия по охране окружающей природной среды более чем 40 федеральных целевых программ, связанных с решением конкретных экологических проблем, ввиду их заданной краткосрочности, не могли определять стратегию и долгосрочные приоритеты в области охраны природы. Крайне важной, хотя и не привлекшей достаточного внимания, стала Концепция государственной политики в сфере производства, использования и охраны природных ресурсов, одобренная Правительством в 1998 г. Эта концепция могла бы стать краеугольным федеральным документом в области определения приоритетов охраны природы, если бы была подготовлена не на узко ресурсной основе и на паритетных началах не только ресурсными, но и природоохранными федеральными структурами. Но этого не произошло, и название документа фактически оказалось шире его содержания. Надо упомянуть также, что в октябре 1997 года в Государственной Думе состоялись Парламентские слушания "О государственной экологической политике по обеспечению устойчивого развития Российской Федерации", главнейшей рекомендацией которых стало требование формулирования политики в области охраны окружающей природной среды. Хотя все упомянутые выше документы важны для определения приоритетов в области охраны среды, до сих пор система таких приоритетов официально не сформулирована.

04.06.2002
Из выступления на международной конференции "Проблемы охраны окружающей среды", посвященной Дню охраны окружающей среды (Москва, 04.06.2002)

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован