В странах с переходной экономикой обеспечение неотложных приоритетов безопасности государства является важной проблемой перехода регионов к стратегии устойчивого развития. Потому, в соответствии с угрозами экологической и других форм безопасности, необходима организация процесса перехода регионов к устойчивому развитию. В перспективе сочетание расходов на обеспечение экологической безопасности и устойчивого развития регионов должны быть адекватны функциональной структуре государственной системы безопасности страны. Актуальность принятой в России ноосферной модели перехода к устойчивому развитию подтверждается концепцией национальной безопасности, в которой ставится задача коренного улучшения экологической ситуации в стране. Она должна быть подкреплена конкретными действиями во всех сферах управления развитием регионов. Переход регионов к модели устойчивого развития позволяет учитывать приоритеты безопасности, таких как, снижение рисков и угроз, устойчивость развития, достижение устойчивого экономического развития общества и обеспечение безопасности регионов и государства. В условиях экологического кризиса, наблюдающегося во многих регионах страны, фактор экологической безопасности территорий переходит в разряд стратегических и приоритетных, который должен учитываться как показатель основы, условий развития и роста политических, экологических и экономических структур общества. В этом сущность социально-экологической и политической самоидентификации функций государства. В стратегии управления безопасностью и перехода регионов к устойчивому развитию можно использовать опыт исчисления индекса развития и принципы измерения политики. В этой стратегии должны учитываться экологические основания разработки природных кадастров: почвы, вод, недр и других биологических ресурсов. Ущерб окружающей среде должен быть минимизирован на таком уровне, при котором может быть разумно достигнут определенный оптимум во взаимоотношениях человека с окружающей природной средой. В качестве индикаторов экологической безопасности в регионах страны могут рассматриваться следующие критерии безопасности: соблюдение норм предельно-допустимых концентраций, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, санитарных доз и других стандартов качества, коэффициент биологического разнообразия и доступность экологической информации. В качестве критериев безопасности могут также рассматриваться объемы расходов на охрану окружающей среды и процент в расходной части бюджета региона. Экологические аспекты социально-экономического развития страны на современном этапе являются определяющими в обеспечении устойчивого развития и безопасности общества. Осознанное понимание того, что накапливаемые экологические проблемы представляют собой главные вызовы человечеству, привело мировое сообщество к формированию стратегии устойчивого развития и выработке уникального документа - "Повестки дня на ХХI век", представляющего собой всемирный план действий. Реализация этой концепции должна обеспечить оптимальное соотношение и баланс между интересами сохранения окружающей природной среды и экономического развития государств.
Из выступления Александра Гусева на круглом столе "Проблемы устойчивого развития России" (Греция, Афины, 31.03.1997)
viperson.ru