Уважаемые коллеги!
Расчет степени близости позиций избирателя и позиций партии или кандидата в многомерном пространстве, образованном различными проблемами, является недостаточным, поскольку не учитывает разнородности вопросов для каждого конкретного избирателя. При использовании модели рационального выбора необходимо учитывать то, что значимость проблем для разных групп электората может быть различной. Так, одни избиратели могут уделять большее внимание экономическим и экологическим вопросам, другие - политическим или социальным. Выявление относительной важности проблем может происходить двумя различными способами. Наиболее распространенный подход заключается в том, что респондента, участвующего в опросе, просят оценить субъективную важность каждой из перечисленных проблем. Хотя это наиболее простой подход и у него существует ряд серьезных недостатков, из которых самый важный заключается в том, что ситуация опроса подталкивает респондентов демонстрировать "свою гражданскую активность" тут же, т.е. во время опроса
Таким образом, перспективное и ретроспективное голосование не является взаимоисключающими, поскольку в реальной жизни на поведение избирателей оказывают влияние как "ретроспективная" оценка изменений за последнее время, так и "перспективное" голосование за "программы" партий или кандидатов.
Многомерный анализ избирательных кампаний приводит нас к выводу о том, что избиратели оценивает партию или кандидата на основе ретроспективной оценки состояния экономики, а выбор же между другими партиями осуществляется на основе сравнения позиций партий по различным проблемам, и, прежде всего, не по оценке программных документов, а по оценке конкретной современной ситуации в экономике, политике, экологии и по решению социальных проблем, вот здесь и необходим ситуационный анализ.
23.10.2006
Выступление на научно-практической конференции "Современные технологии выборов: анализ и перспективы" (Москва, 23.10.2006)
viperson.ru