Наступившая осенняя сессия для депутатов Государственной Думы - горячая пора. Им предстоит рассмотреть до 500 важных для российской экономики законопроектов. Самый серьезный и стратегически значимый из них - проект бюджета страны на 2006 год. От того, каким будет этот документ, зависит жизнь каждого из нас. Корреспондент встретилась с депутатом Госдумы Александром ХАРИТОНОВЫМ , который рассказал, как идет работа над бюджетом будущего года и каковы его отличия от бюджетных законов предыдущих лет:
- Наша страна помнит много бюджетов, каждый из которых я бы назвал этапным, у каждого из них была своя цель. Настало время переломить ситуацию. Наконец-то Правительство РФ, по инициативе фракции "Единая Россия", внесло в Думу впервые за последние несколько лет бюджет, направленный на развитие страны. Предстоит его долгое обсуждение. Однако уже первое чтение показало, что ко второму чтению будет несколько тысяч поправок - как из регионов, так и от депутатов, сенаторов.
Главное отличие бюджета 2006 года в том, что депутаты будут его рассматривать в рамках трехлетнего бюджетного планирования. По сути дела, речь идет о разработке новой экономической стратегии. Председатель Госдумы Борис Грызлов накануне открытия сессии подчеркнул, что бюджет должен стать инструментом развития, а не просто планом освоения средств. Обеспечение макроэкономической стабильности необходимо дополнить целенаправленными действиями по повышению темпов экономического роста, по привлечению инвестиций.
Сегодня у государства появилась возможность решать задачи, на которые раньше не хватало финансовых резервов. К концу 2005 года, по оценке экспертов, золотовалютные резервы в стране вырастут и составят 150 млрд долларов. Как говорят многие депутаты, деньги есть, но прорыва нет. И вот сегодня в экономической политике сделан шаг в сторону финансирования социального сектора -науки, образования, медицины. Также наблюдается инвестиционная активность Правительства РФ.
Несмотря на очевидные достоинства рассматриваемого проекта бюджета, у депутатов вызывает тревогу, что многие эксперты усматривают в расчетах завышение параметров консолидированных доходов региональных бюджетов. Этим проблемам стоит уделить серьезное внимание.
- Достаточно ли, Александр Николаевич , на ваш взгляд, в бюджете 2006 года финансирования на социальную сферу?
- Считаю, что предполагаемый сегодня объем инвестиционного фонда представляется недостаточным. Реализация необходимых инфраструктурных проектов - и в дорожной сфере, и в ЖКХ, и в сельском хозяйстве - требует большего. Для развития высокотехнологичных секторов экономики государство также не может ограничиться одной лишь моральной поддержкой. Как я уже отмечал, бюджет 2006 года является составной частью трехлетнего плана, содержит инвестиционный фонд и впервые за последние годы предполагает резкий рост вложений в человеческий фактор.
- Сегодня у государства достаточно средств для решения задач социального характера. На мой взгляд, настало время решать насущные проблемы: повышать зарплату бюджетникам, уделять серьезное внимание жилищным вопросам, улучшать уровень образования и здравоохранения. По прогнозам Правительства РФ, значительное увеличение социальных расходов реально позволит добиться в ближайшей перспективе повышения зарплат бюджетникам в раза и в 1,5 раза денежного довольствия военнослужащим. Повышение зарплат планируется проводить в три этапа: с 1 марта, с 1 мая и с 1 сентября. Думаю, что такой подход проблемы не решит. Такого же мнения придерживаются и другие депутаты. Комитет по труду и социальной политике вообще выразил недовольство тем, что средств на повышение зарплат в бюджетной сфере выделено мало, и высказал мнение, что повышение надо проводить в один этап. Тогда прибавка не будет съедена инфляцией, и ее объем будет ощутим. Для финансирования социальных расходов, которые определены Правительством (без жилищного строительства), потребуется от 90 до 300 млрд рублей.
Пока в бюджете на 2006 год заложена сумма в размере 2 млрд рублей. Поэтому корректировка бюджета будет основательная.
- Президент России предложил депутатам учесть в работе над бюджетом повышение зарплат врачам, выделив только ряд категорий. А как быть остальным?
- Уже в январе 2006 года зарплата участковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики должна повыситься до 10 тысяч рублей, а медсестер - как минимум до 5 тысяч рублей. Думаю, что ко второму чтению будет внесена ясность по остальным категориям медработников. Наш Комитет по здравоохранению провел расширенное заседание с привлечением экспертов, врачей и представителей заинтересованных ведомств. Были выработаны рекомендации и обращение к Правительству уточнить и решить эту проблему.
- Зарплата учителей ставится в зависимость от количества учащихся в классе и их успеваемости. Как это может отразиться на учителях малокомплектных и сельских школ?
- Надеюсь, что при работе над бюджетом эта проблема будет решаться. Министр образования Андрей Фурсенко пояснил, что в течение двух-трех недель будет подготовлена нормативная база для решения этих вопросов. А что касается учителей сельских и малокомплектных школ, то тут предлагается решить проблему на региональном уровне. Одним словом, общие контуры для улучшения созданы, но механизм реализации до конца не проработан. Так часто бывает.
Затронув тему образования, хотелось бы сказать, что в последние 10 лет вся система образования и науки находится в плачевном состоянии. На расходы в этой области ранее в бюджете отводился минимум - деньги распределялись по остаточному принципу. Начиная с -000 года расходы в бюджете на образование составили всего -2,8% ВВП, в 2003 году увеличились до 3,5%. Это цифры, которые свидетельствуют, что Концепция модернизации образования в целом провалилась. Об этом говорит и состояние материально-технической базы образования. Степень износа основных фондов более 31%, коэффициент
обновления - чуть более 1%. Капитального ремонта требуют 33,4% школ. Сложно обстоят дела и с кадровым составом. Средний возраст работников образования - 40 лет.
Чтобы прояснить картину, необходимо привести следующие факты. В 2004 году расходы консолидированного бюджета на образование должны были составить 631,3 млрд рублей. По 20% из общего объема расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Основная нагрузка и ответственность лежит на местных бюджетах. А о том, как обстоят дела на местах, известно - все стоят с протянутой рукой.
Можно надеяться, что ситуация изменится. Зарплаты в бюджетной сфере должны увеличиться в раза в ближайшие три года, опередив в 1,5 раза инфляцию. Расходы на образование вырастут в 2006 году в номинальном выражении на 29%. В целом, по мнению президента, предлагается выделить пять тысяч грантов в размере 60 тысяч рублей школьникам и молодым учителям. Думаю, что это первый шаг к улучшению.
- Предусматривается ли повышение денежного содержания военнослужащим, а также повышение пенсий этой категории граждан?
- Пока известно, что будет проиндексировано денежное довольствие военных и приравненных к ним лиц на 15%. На раздел "Национальная оборона" выделяется
667,3 млрд рублей (15,6% от всех расходов). Это - вторая по величине сумма средств, выделяемых на "Межбюджетные трансферты". По сравнению с текущим годом расходы на национальную оборону увеличены более чем на 25%. Кроме того, оборонные расходы финансируются еще по пяти разделам - "ЖКХ", "Образование", "Культура и СМИ", "Здравоохранение и спорт", "Социальная политика". В общей сложности - еще 13 млрд рублей. Общее увеличение расходов по сравнению с текущим годом составит более 140 млрд рублей.
Далее необходимо решить проблему продовольственного пайка. Согласно действующему законодательству в денежное довольствие должна включаться стоимость пайка, а не размер компенсации. Именно так понимает закон Конституционный суд РФ. Однако пенсии начисляются с учетом компенсаций. Чтобы понять, назову две цифры. Проектом бюджета на 2006 год стоимость пайка предусматривается в сумме более 63 рублей в сутки, а сумма компенсации за него, выплачиваемая военнослужащим, - 20 рублей в сутки. Для пенсионеров эта разница ежемесячно составляет более 1 тысячи рублей.
Госдума по инициативе Комитета по обороне направила соответствующий запрос Председателю Правительства РФ Михаилу Фрадкову. Ответ получен, но без учета решения Конституционного суда. Комитет направил обращение к Генеральному прокурору. Генпрокуратура нарушений законодательства при исчислении пенсий военнослужащим не обнаружила. Сложилась ситуация, когда федеральные органы государственной власти по-разному толкуют одну и ту же норму закона. Цена вопроса с учетом образовавшейся с -000 года задолженности составляет порядка 40 млрд рублей. Поэтому вряд ли вопрос решится в следующем году.
- Недавно вы встречались в Омске со своими избирателями. Что волнует омичей?
- Спектр обращений широк: от помощи участникам Великой Отечественной войны до деприватизации квартир. Но в работе помогает то, что я всегда нахожу общий язык с Правительством Омской области, депутатами Законодательного Собрания. Любые вопросы с органами исполнительной власти Омского региона решаются быстро и эффективно. Все вопросы моих избирателей я держу на контроле и стараюсь решать их оперативно и полностью.
Интервью подготовила Галина НИКОЛАЕВА.
16.11.05 МСК
Сми: Омский Вестник, Город: Омск
Дата: 16 Ноября 2005