Спецномера - чисто российское изобретение, заявил в интервью корреспонденту "ФК-Новости" заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству Александр Харитонов. Он пояснил, что таких спецномеров, как у нас, - для милиции, для ФСБ, для военных, для чиновников и депутатов, нет больше нигде в мире.
Александр Харитонов с ситуацией на наших дорогах знаком хорошо. Ведь он работал долгое время в органах внутренних дел, был генерал-лейтенантом милиции, академиком общественной Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, а в Госдуму четвертого созыва пришел с должности начальника Омской академии МВД России.
Харитонов напомнил, что руководители партии "Единая Россия" уже сняли со своих машин мигалки. Пример подал спикер палаты Борис Грызлов. "Это хороший пример", - добавил депутат.
По его словам, избирателей всегда волновала и эта тема, и тема соблюдения правил дорожного движения российскими водителями. "Это не случайно, ведь на наших дорогах ежегодно гибнет до 36 тысяч граждан. То, что у нас в России на дорогах царит хаос, это и так всем понятно. Однако, в этом хаосе зачастую повинны те, кто во что бы то ни стало хотят принадлежать к касте "избранных", - отмечает Харитонов. По его убеждению, такие люди, не считаясь с затратами, покупают не только мигалки, но и специальные пропуска. "Если бы при этом они еще соблюдали правила дорожного движения, но им все эти спецсредства нужны именно для того, чтобы правила не соблюдать!" - замечает депутат.
Страдают, как правило, от такого беспредела законопослушные автовладельцы и пешеходы. Для решения этой проблемы и был подготовлен законопроект "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях" (об усилении ответственности за правонарушения в области дорожного движения с использованием транспортных средств, на которых незаконно установлены устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов ). Он как раз направлен на усиление борьбы с такими нарушениями в области дорожного движения, как эксплуатация транспортных средств, на которых без соответствующего разрешения установлены устройства для подачи специальных световых сигналов - проблесковых маяков и звуковых сигналов типа сирена.
Документ также призван бороться с незаконно нанесенными на личные автомобили цветографическими схемами оперативных служб и с подложными государственными регистрационными знаками. Вообще-то в Госдуме в настоящее время находится на рассмотрении около 15 различных проектов изменений в КоАП, связанных с нарушением правил дорожного движения. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, по словам Харитонова, решил подойти к проблеме комплексно, и разработал законопроект с участием специалистов МВД
"Проблем скопилось много, и решать их надо просто незамедлительно. Тем более, что количество машин, участвующих в дорожном движении, постоянно возрастает, а, значит растет угроза роста и ДТП", - подчеркивает депутат. Он привел такой пример: в 2004 году только в Москве было выявлено 1612 самовольно установленных специальных сигналов, из которых только 83 процента установлены физическими лицами, остальные - юридическими. Более того, наблюдалась тенденция роста правонарушений и в 2005 году, и в 2006. Скажем, только за первый квартал этого года было отмечено 589 нарушений.
В некоторых случаях наблюдается прямая взаимосвязь между этими автомобилями и совершением тяжких преступлений. В качестве примеров фигурируют такие города как Москва, а также Московская область, Самарская область, Дагестан, и т.д.
Конечно, правила нарушают не только в России. Так, по словам представителя Всемирной организации здравоохранения Этьена Круга, если темпы аварийности не уменьшатся, то к 2020 году дорожные происшествия станут причиной каждой десятой смерти в мире и обгонят смертность от сердечно-сосудистых заболеваний и рака. "Но в нашей стране, если можно так сказать, их нарушают наиболее циничными способами", - пояснил депутат.
Год назад разразился громкий скандал с изготовлением и продажей поддельных номерных знаков. Сотрудники МВД и ФСБ пресекли деятельность преступной группы, специализировавшейся на продаже фальшивых номеров, в том числе спецномеров. В других странах это невозможно. "Там камера считает номер вашей машины, полицейский проверит его по общей базе данных и, если окажется, что он не соответствует вашему, вас поймают моментально. У нас такой базы данных нет, камер на дорогах тоже, потому можно спокойно ездить с поддельными номерами", - пояснил депутат.
"Хотелось бы подчеркнуть, что за вышеназваные правонарушения, как правило, сейчас налагается штраф. Однако он весьма гуманен, всего 10 МРОТ, что значит 1000 рублей. Эта малая сумма никак не соответствует степени общественной опасности данных противоправных деяний", - уверен депутат. Именно для того чтобы пресечь и предупредить эти грубые правонарушения был разработан ряд мер административно-правового характера. Прежде всего, по мнению Харитонова и его коллег, следует увеличить размеры административного штрафа.
Это может привести в "чувство" ряд лихачей. Штрафовать надо: за установку на транспортном средстве специальных световых приборов; заведомо подложных государственных регистрационных знаков; за незаконную установку на этом транспортном средстве без специального разрешения устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов; за незаконное нанесение на транспортном средстве специальных светографических схем автомобилей оперативных служб; за выпуск на линию вышеуказанных транспортных средств.
Сейчас предусматриваются такие штрафы: 25 МРОТ для граждан, от 150 до 200 МРОТ для должностных лиц, от четырех до пяти тысяч МРОТ для юридических лиц. Данным законопроектом предлагается даже и такая новация - вместо штрафа, лишение права управления транспортными средствами за ряд нарушений. К таким нарушениям относятся: управление транспортом с заведомо подложными государственными регистрационными знаками; использование при движении транспортного средства устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, установленных без соответствующего разрешения; управление транспортом, на наружной поверхности которого нанесена специальная светографическая схема автомобилей оперативных служб.
На вопрос, как надолго будут лишаться прав лихачи, Александр Харитонов ответил: "Все зависит от характера правонарушения. Предусмотрены сроки от шести месяцев до двух лет. Причем, по этому закону, все эти средства от световых до звуковых подлежат обязательной конфискации". Но есть, по его убеждению, и еще один метод борьбы с этим злоупотреблением - запрещение пользования данным транспортным средством. Это - самая болезненная мера в отношении этих лиц.
По мнению Харитонова, принятие этого закона позволит эффективнее бороться с этими грубейшими и часто очень опасными нарушениями в дорожном движении. Конечно, добавил депутат, исправлять ситуацию на дорогах надо не только путем изменения правил дорожного движения. Необходимо внедрять на дорогах новейшие технологии контроля за автомобильными потоками, такие как телекамеры. Сейчас депутаты ждут, что свои предложения внесет ГИБДД. Харитонов надеется, что это произойдет уже в ближайшее время.
29.09.2006
http://www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=1446&matID=115289