20 апреля 2006
2956

Александр Харитонов: Станут ли безопасными российские дороги?

Будут ли безопасны российские дороги? На эту тему в интервью корреспонденту "ФК-Новости" рассуждает заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Харитонов. Он вместе с коллегами подготовил поправки в главу 12 Кодекса об Административных правонарушениях (КОАП), которые усиливают ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения.

По мнению Харитонова, нередко формированию противоправной модели поведения водителя на дороге способствуют такие условия, как постоянная нервозность, вызванная низким качеством дорог и плохой организацией дорожного движения. Не способствует росту законопослушности на дорогах и сформировавшееся у водителей за долгие годы чувство незащищенности перед сотрудниками ГИБДД.

"Требуется комплексный подход, включающий в себя повышение качества дорог, улучшение организации деятельности дорожных служб, рост правовой культуры правоприменителей, начиная с низового звена сотрудников дорожно-патрульной службы", - уверен депутат. В новых условиях, считает он, еще больше большую актуальность приобретает задача соблюдения законности и правопорядка инспекторами дорожно-патрульной службы и другими должностными лицами Государственной автомобильной инспекции. По его словам, одновременно с повышением размеров административных штрафов надо обеспечить прорыв в борьбе с коррупцией, произволом и беззаконием на дорогах.

"Предоставив органам внутренних дел столь серьезный инструмент, как новые административные штрафы, законодатель имеет полное право строго спросить с них, как именно применяются меры взыскания, какой эффект достигается в результате их применения", - поясняет Александр Харитонов. Больше не будут приниматься в качестве оправдания высокой аварийности и смертности на дорогах ссылки на несовершенство закона, уточнил он.

Конечно, полагает он, не все россияне могут согласиться с усилением полномочий ГИБДД, потому что общественное мнение настроено против этой службы, люди рассказывают о коррупции сотрудников, о тех взятках, которые приходится платить инспекторам. Депутат сослался на опыт стран Запада, где на всех дорогах движение автомобилей фиксируется телекамерами. Провинился - получи снимок нарушений правил дорожного движений и плати штраф. "Все делается беспристрастно и быстро", - добавил он. "Но сколько не рассуждай о наших проблемах, сами собой они не решатся. И нынешний кодекс не позволяет поддерживать нужную дисциплину на дорогах, поэтому назрела необходимость в его улучшении", - отмечает Харитонов.

Конечно, напомнил он, предлагаемые поправки в КОАП уже вызвали бурную реакцию населения. Но статистика - вещь упрямая. По данным экспертов ежегодно в России под колесами автомобилей гибнет до 36 тысяч наших граждан, а это население целого города. Среди пострадавших много людей разного возраста, в том числе детей. "Кстати, на эту проблему недавно Президент РФ обратил внимание Совета Безопасности, кабинета министров. Стало очевидным одно - надо спасать нацию от шальных или пьяных и безответственных водителей", - пояснил Харитонов свою позицию. Проезд на красный свет стал почти нормой. "Я бы сказал даже бравадой", - уточнил депутат. Правовой беспредел слишком дорого обходится государству и обществу. Он уверен, что надо сделать, в частности, со стороны депутатов все, чтобы эту ситуацию не просто переломить и постараться изменить в корне. Вот на это и направлен новый законопроект.

Попытки как-то приструнить автовладельцев уже не раз предпринимались. Так, в Кодекс об административных правонарушениях, начиная 2001 года, внесено немало поправок. Но, к сожалению, подзаконные акты отстают и значительно. Что же предлагают депутаты сейчас? Так, прежде всего штрафы за нарушения правил дорожного движения возрастут в несколько раз. Возвращается с прежних, до перестроечных времен бальная система наказаний. Согласно внесенным поправкам в КОАП, штрафы будут преследовать не нарушителей правил дорожного движения, а реальных владельцев автомобилей. Это - существенный момент. Ведь не секрет, что сегодня большой процент аварий приходится на тех лиц, кто пользуется машиной по доверенности, или за рулем оказался случайно.

Все граждане, согласно законопроекту, будут просто обязаны пристегивать ремень безопасности. Эта мера направлена на защиту самого владельца машины и пассажиров салона. Если ранее штраф был чисто символическим, (каких то 50 рублей), то теперь уже 0,5 МРОТ. Управление в состоянии опьянения - от 10 до 20 МРОТ, или лишение прав на один год. За установление ложных государственных регистрационных знаков штраф от 5 до 10 МРОТ (2,5 тысячи рублей.)

Управление машиной с плохой тормозной системой - от 3 до 5 МРОТ. Если владелец выехал без прав по какой-то причине, то он должен будет заплатить 2500 рублей. Превышение скорости - более 60 км в час - штраф в 2,5 тысячи рублей или лишение прав на срок от 2 до 4 месяцев. Передача управления машиной лицу, находящемуся в состоянии опьянения - штраф от 10 до 20 МРОТ или лишение прав на 1 год. За нарушение правил остановки или стоянки - от 1 до 2 МРОТ. Невыполнение требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения - от 10 до 20 МРОТ или лишение прав на 1 год.

Что касается балльной системы, согласно законопроекту, самым строгим должно быть наказание за управление автомобилем в нетрезвом виде, рассказывает депутат. Ведь пьяный водитель может унести жизни людей. Если к этому подходить с бальной меркой, то он должен получить 8 баллов. Незаконное использование звуковых и световых сигналов приведет к тому, что число баллов будет 4. Если будет превышена скорость в пределах, скажем, города Москвы, или водитель не остановится по требованию сотрудника ГИБДД - тоже штраф до 4 балов. Наказание ужесточается и за другие проступки на дороге. Итак, получив по совокупности до 10 баллов, можно лишиться прав на два года.

Это, по словам депутат, строгая мера, но начинать бороться с разгильдяйством, безответственностью и вседозволенностью на дорогах надо. "Думаю, что вначале будет все не просто. Будут попытки уйти от ответа, и дать взятки сотрудникам милиции", - замечает Харитонов. Конечно, будут и другие проблемы, связанные с введением поправок в КОАП. Например, прописана в законопроекте такая мера, как изоляция злостного нарушителя на 15 суток. А ведь на сегодня нет практически для этого и помещений, и охраны, и ухода за этой категорией граждан. Как тут быть? Пока готовность самого государства к этой санкции находится на нуле.

"Россия, к сожалению, сегодня является не той страной, где соблюдаются правила дорожного движения", - резюмирует депутат. Поэтому, по его мнению, нужна мощная кампания в СМИ, разъясняющая суть новых предложений, а также нужна пропаганда норм безопасной езды. "Как видите, наш законопроект должен радикально изменить практически всю главу 12 Кодекса об административных правонарушениях", - заключил депутат.


20.04.2006
http://www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=1465&matID=99266
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован