20 марта 2007
5062

`Александр Хлопонин: Для меня Лебедь не генерал`

Александр Хлопонин рассказывает "Известиям" о своем видении будущего края, взаимоотношениях с Александром Лебедем и годовщине собственного пребывания в губернаторском кресле
В четверг в Красноярске должна пройти "встреча трех" - губернаторов Таймыра, Красноярского края и Эвенкии. Они попытаются сесть за стол переговоров и сформировать единую социально-экономическую политику "матрешечного" региона. Таймыр и Эвенкия, с одной стороны, - самостоятельные субъекты, с другой - входят в состав Красноярского края. Цель переговоров - снять межбюджетные разногласия, прежде всего вокруг Норильского промышленного района, выработать единую социальную политику и попытаться выйти на договор об основах взаимоотношений Таймыра, Эвенкии и Красноярского края. В конце апреля они должны доложить об итогах Владимиру Путину. В конечном счете, стороны могут прийти к идее объединения трех субъектов в один.
Накануне встречи снова случился скандал: красноярский губернатор Александр Лебедь сначала дал указания своей администрации готовить предложения по объединению и лишь затем поставил об этом в известность соседей. Таймырский губернатор Александр Хлопонин напомнил, что "создание нового субъекта - процедура длительная, сложная и дорогостоящая". Она потребует проведения выборов всех ветвей власти, структурных преобразований федеральных органов власти на территориях и, наконец, референдумов во всех трех субъектах.
О своем видении будущего края, взаимоотношениях с Александром Лебедем и годовщине собственного пребывания в губернаторском кресле Александр Хлопонин рассказывает корреспонденту "Известий" Валерию ВОЛКОВУ. Чтобы дать возможность высказаться обеим сторонам, "Известия" еще три недели назад обратились к губернатору Лебедю. Однако он через свою пресс-службу передал, что никаких заявлений делать не будет до приезда в Красноярск Владимира Путина. После того как президент из Красноярска уехал, а сам губернатор прибыл в Москву, он передал, что у него нет времени для интервью.
- Вы сейчас часто общаетесь с Лебедем?
- Редко. Больше переписываюсь.
- Бывший бизнесмен с бывшим генералом не уживаются?
- Для меня Лебедь не генерал. Я оцениваю в категориях - хороший губернатор или плохой. До последнего момента я относился к Лебедю как к сильному, волевому человеку, способному принимать решения и отвечать за них. Сейчас отношение начало меняться. Лебедь не смог выстроить определенные отношения и придерживаться их.
- Говорят, управление федерального казначейства, которое находится на Таймыре, перестало переводить полагающуюся долю налогов в Красноярск. "Норильский никель" чист - все заплатил, а до краевого бюджета деньги не доходят.
- Не пользуйтесь слухами. "Норильский никель" платит все налоги, которые положено, и туда, куда положено. Эта сфера регулируется Бюджетным и Налоговым кодексами, и за время моего губернаторства Таймыр не получил ни одной лишней копейки. Больше скажу: экологические платежи, например, вообще не поступают на территорию Таймыра - все уходит в бюджет Красноярского края.
Хотя вряд ли Норильск может навредить территории, расположенной от него в 2 тысячах километров. То же самое и с платежами в Дорожный фонд, которые целиком поступают в краевой бюджет.
Очевидно, дело в другом. Долгое время Красноярское законодательное собрание не могло ратифицировать межбюджетное соглашение между Таймыром и краем. Мы уже давно зарезервировали все суммы, оговоренные соглашением, и фактически уговаривали Лебедя забрать деньги. Теперь документ ратифицирован, и платежи пойдут в край.
- О каких суммах идет речь?
- Больше 200 миллионов рублей в месяц.
- На днях вы вели консультации с Минфином. О чем?
- В Минфине ведутся не консультации. Есть поручение президента разобраться с экономической ситуацией в крае. Дело в том, что экономика в Красноярском крае перестала работать. По всей России 10 тысяч предприятий-банкротов, из них 1,5 тысячи в Красноярском крае. Минфину поставлена задача разобраться и подсказать, как из ситуации выходить.
- Недавно и у вас, и в Красноярске был Владимир Путин. Поднимались и проблемы взаимоотношений двух субъектов.
- Мы обсуждали этот вопрос. В отношении проблем, связанных с Норильском, президент сказал: вам надо договориться. Нельзя требовать от президента расшифровки, это не его задача. Для этого существуют Министерство экономики, Министерство финансов.
Я сказал президенту, что Таймыр никогда не выступал с идеей отделения и что к напряжению привела непоследовательная система управления в Красноярском крае. Я обратил внимание президента на то, что до сих пор не принят бюджет Красноярского края, а значит, не определены перспективы функционирования Норильска. Президент, обращаясь к Лебедю, сказал: "В течение месяца надо снять все социальные напряженности в отношении Норильска".
- Грубо говоря, вопрос стоит так: кому будет подчиняться и соответственно отчислять налоги Норильск с его "Никелем"?
- Да нет же! Вопрос не в том, кому подчиняться, а как уйти от того юридического бардака, который сегодня существует. На расстоянии 60 километров друг от друга - в Норильске и Дудинке - работают две милиции, две прокуратуры, две налоговые полиции, два суда. Территория становится неуправляемой, спросить не с кого. Скажем, украли что-то с предприятия или ввезли наркотики. Я вызываю руководителя службы, а он мне говорит: это не я, это он, и кивает на вторую милицию, вторую налоговую полицию и т.д. Но это еще полбеды. А когда люди в тундре замерзают и надо спасать?.. Две службы друг на друга переваливают - кто полетит.
- Каково отношение к этому "раздвоению" в Красноярске?
- Я им задаю вопрос: уважаемые господа, Таймырский автономный округ входит в состав Красноярского края? Они все торжественно говорят: да, входит. Тогда почему вы флажки только вокруг Норильска расставили? Расставьте вокруг Дудинки, вокруг Хатанги, Диксона, поселка Носок. Почему вы так привязались к Норильску? Или то, что дает деньги, то вам интересно, а что требует расходов, - нет?
- И что они говорят?
- Ссылаются на постановление Верховного Совета 1953 года. Я пытаюсь объяснить, что с тех пор Конституция два раза поменялась и в 53-м году не было автономных округов.
- Какой выход, с учетом того что по Конституции вы все равно сложноподчиненный субъект?
- В этом я не вижу никакой проблемы. Мое предложение Лебедю было таким: прежде чем принимать бюджет, давайте примем единые стандарты для всех территорий. Нельзя развиваться, когда одна территория занимается капстроительством и финансирует футбольные клубы. А другая что, должна лапу сосать? Давайте решим: если не повышаем заработную плату, то не повышаем ее нигде. Если говорим, что нет возможности сегодня у Красноярска вести капстроительство, то давайте то же самое делать на Таймыре.
- То есть вы согласны поступиться некоторым благосостоянием людей? Готовы ли вы к тому, что придется объяснять избирателям: Таймыр не может повысить зарплату, потому что два субъекта договорились, а вам при этом будут кивать на Норильск и говорить: у вас там доходы в миллионы долларов, а вы не можете зарплату увеличить?
- Неправильная логика. При таком подходе мои избиратели меня не поймут. Логика должна быть в другом: жизнь на севере отличается от жизни на юге экстремальными условиями, за что выплачивается определенная компенсация. Если потребительская корзина в Красноярском крае составляет 2,5 тысячи рублей, то у меня - 4200. Нужно обязательно корректировать с учетом этих условий. Но в основе, уверен, люди меня поймут. Более того, я так и делаю: не повышаю заработную плату сегодня. А Александр Иванович повышает. Правда, не платит.
- Направляла ли администрация Таймыра предложения политического характера по изменению статуса всех сложноподчиненных субъектов?
- Задачу нужно решать последовательно. Задача номер один - привести все законодательство на территории РФ к единому стандарту. Однако выясняется, что это очень сложно: одни субъекты - области, другие - округа, третьи - республики. У нас президентов больше, чем в любом другом государстве. На Госсовете к кому ни подойдешь - президент... Затем нужно определить, что такое сложноподчиненные субъекты и нужны ли они. Но прежде надо устранить все сложные вопросы, с которыми мы сталкиваемся в Норильске. Потому что ситуация неуправляема. Никто не может развиваться, непонятно, кто за что отвечает. Затем надо прийти к разграничению предметов ведения и полномочий, скажем, за что на территории отвечает губернатор, мэр и т.д. И только после этого можно ставить вопрос более масштабно: нужны ли нам 89 субъектов?
- То есть над вопросом изменения административных границ регионов вы уже работаете?
- Очень активно. Однако я считаю, что до президентских выборов эта тема поднята не будет. Мы просто не успеем до этого времени решить более насущные задачи.
- Может быть, вы просто хотите присоединить к себе Красноярский край? К тому же через год там губернаторские выборы?
- Для меня это не задача номер один. Когда мне говорят: давайте Таймыр объединим с Красноярском, я шучу: а почему не Красноярск с Таймыром?
- Как вы оцениваете шансы Лебедя на следующих выборах?
- На сегодняшний день как очень слабые. И связано это не с Хлопониным, "Норильским никелем" или "Русским алюминием". Это связано прежде всего с отношением к нему населения. В крае очень напряженная социально-экономическая ситуация.
- В самом Красноярском крае множество крупных компаний. Они что, не работают или налоги платят в других регионах?
- Разбираться в экономике Красноярского края не моя функция. Я знаю лишь, что она должна базироваться на мощных предприятиях примерно 5 отраслей: цветной металлургии, энергетике, лесопереработке, транспорте и сельском хозяйстве. Однако даже в самом Красноярске недостает сельхозпродукции края. Надо искать точки роста и вкладывать в них. Как это делают, например, в Новосибирской области, развивая переработку. В Красноярске этим, очевидно, заниматься некому.
- Если проблема Норильска будет разрешена в пользу Таймыра, какими могут быть общие бюджетные потери Красноярска?
- Еще раз говорю. Это не вопрос денег, а вопрос управляемости. Но если предположить, что "отмороженный" губернатор Таймыра решил вообще уйти из Красноярского края и выстроить собственную губернию, максимальные потери составят около 1,5 млрд рублей в год. Доходы краевого бюджета - 26 млрд рублей. Эти полтора миллиарда спокойно можно собрать в виде налогов с предприятий, если заниматься экономикой, а не боевыми действиями. Хотя держать за нитку одного донора, наверное, проще.
- Есть ли у администрации Таймыра намерение обратиться в Конституционный суд?
- Если с администрацией Красноярского края нам не удастся найти взаимоприемлемых решений, мне больше ничего не останется, как обратиться в Конституционный суд, чтобы он раз и навсегда поставил точку в этом вопросе.
- Вы, когда стали губернатором, предполагали, что у вас будет такое количество "федеративных" проблем?
- Предполагал. Я с этими проблемами с 1996 года сталкивался.
- Как вы вообще относитесь к новой тенденции: уходить из бизнеса в политику?
- Я тут лицо вроде "заинтересованное", но отвечу так: я бы аплодировал таким людям. Каждый успешный предприниматель, который идет в политику, обречен быть успешным и здесь. Потому что, если он уходит с территории, потерпев фиаско, он может ставить на себе крест.
- Даже как бизнесмен?
- Даже как бизнесмен. На него будет приклеен ярлык неудачника.
- Как ваша семья? Она в Москве?
- В Москве. Дочь учится, жена работает, чего их срывать?
- Год назад вы говорили, что Дудинку нужно отстраивать и отстраивать. Что-то уже сделали?
- Одна из наших острейших проблем - досуг. Развитие наркомании, детская преступность связаны с тем, что на Севере детям вообще делать нечего. Или пить, или тусоваться по подъездам. В этом году мы откроем досуговый комплекс: два кинотеатра, интернет-кафе, концертный зал, к новому году завершим банно-прачечный комплекс.
- ???
- На Севере принято в баню ходить. Это традиция.
- Ну а ваша как жизнь?
- Ничего. Собаку вот купил. Кавказца.
- Летать много приходится?
- Много. Я ведь летаю не только в Дудинку и Москву, сама территория Таймыра это как две Франции. А есть еще Новосибирск, Красноярск, в общем, города, где приходится решать вопросы.

"Известия"
В. Волков.
03.04.2002 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован