13 февраля 2007
1255

Александр Хлопонин: `Единому краю - экономический рост, ответственную власть и высокое качество жизни`.

Выступление губернатора края Александра Хлопонина
на расширенном заседании II съезда
Совета муниципальных образований Красноярского края
Добрый день, уважаемые коллеги!

Я признателен руководству Совета муниципальных образований за приглашение выступить перед Вами. Считаю очень правильным, что мы собрались именно в таком широком формате. Вижу здесь руководителей городов и районов, сельских поселений, депутатов Законодательного собрания и Государственной Думы, представителей политических партий и общественных организаций. От нашей совместной работы зависит, каким будет Красноярский край.

Сегодня перед нами - важный рубеж. Объединение Красноярского края, Таймыра и Эвенкии завершается. 1 января 2007 года на карте России появился новый субъект Федерации - единый Красноярский край.

Через два месяца состоятся выборы депутатов первого Законодательного собрания нового региона, а избранный депутатский корпус утвердит кандидатуру губернатора, которая будет предложена Президентом страны.

Новым органам власти предстоит определить стратегию региона на ближайшие пять лет. Убежден: она должна стать продолжением и развитием того курса, которым мы шли в последние годы.

Если вспомнить каким был Красноярский край пять лет назад, то становится очевидным - изменилось многое. Основное содержание этого периода я кратко определил бы так: возрождение. Мы восстановили то экономическое и политическое значение, которое Красноярский край имел в стране раньше и которое было почти полностью разрушено в 90-е годы. Мы вернули в регион стабильность, доверие со стороны федерального центра, обеспечили приток государственных и частных инвестиций, восстановили единство с Таймыром и Эвенкией.

Пять лет назад главной задачей было выживание. Это - время конфликтов законодателей с краевой Администрацией, невыплаченных зарплат и пенсий, бюджетного дефицита, замороженных социальных программ, "латания дыр" вместо внятной экономической стратегии.

За эти пять лет актуальная повестка дня полностью изменилась. Сегодня мы решаем другие задачи - где и какие промышленные объекты строить, как лучше использовать бюджетные доходы. Мы получили возможность планировать производственные и социальные приоритеты на несколько лет вперед.

Краевой бюджет практически утроился. Мы вышли на пятое место в России по притоку инвестиций. В крае, где полтора десятилетия вообще не велось нового индустриального строительства, возобновлена реализация крупнейших промышленных проектов. Беспрецедентных по масштабу для современной России.

И, может быть, самое главное - жители края вновь поверили в свои силы, в то, что жизнь действительно можно изменить к лучшему. Поэтому так много людей пришли проголосовать на объединительном референдуме 17 апреля 2005 года.

Думаю, мы еще не вполне осознали политическое значение этого события. Люди поддержали курс на возрождение единого края и выдали власти большой кредит доверия на будущее. Об этом мы с Вами должны постоянно помнить. Успехи края - заслуга всех жителей единого региона, результат их труда, гражданской ответственности и политической воли.

Подчеркиваю: заслуга всех. Но все-таки особо хочу обратиться к нашим ветеранам. Хочу сказать им спасибо. Тем, кто создавал индустриальную и интеллектуальную мощь и славу Красноярского края в 60-е и 80-е годы. Тем, кому особенно больно было видеть, как эта слава тускнела и забывалась. Основа, которую вы заложили, помогла выстоять в кризисные годы и вновь выйти на траекторию роста.

Красноярский край вступает в новый период. В чем его главное значение? Это - развитие. Рост экономики, повышение качества жизни, ответственность власти - таковы основные приоритеты единого края. Повторю то, о чем говорил не раз: никогда не сомневался и не сомневаюсь в том, что край способен к быстрому росту экономики.

По ряду важнейших направлений мы уже имеем приличный разбег. Рост валового регионального продукта составил в 2006 году 4,8%. У всех на слуху самые масштабные инвестиционные проекты. Это - Богучанская ГЭС, алюминиевый завод и лесоперерабатывающие комбинаты, железная и автомобильная дороги в Нижнем Приангарье, нефтяные месторождения Ванкора, транспортный обход Красноярска, красноярский аэропорт, Железногорская ТЭЦ.

Все это - не мифические протоколы о намерениях. Все объекты уже строятся. Через год мы получим первую промышленную нефть Ванкора. В 2009 году будет завершено строительство автомобильного обхода вокруг Красноярска и нового моста через Енисей. В том же году заработают первая очередь Богучанской ГЭС и алюминиевый завод. За каждым из этих проектов - тысячи новых рабочих мест, инфраструктура, доходы в краевой бюджет, которые можно будет использовать для выполнения социальных обязательств.

И это, как говорится, "верхушка айсберга" - самые крупные проекты. Всего же в экономику края только в 2006 году привлечено около 100 млрд. рублей государственных и частных инвестиций. Инвестиционные проекты федерального уровня создают базу для устойчивого развития экономики края на длительную перспективу. Располагая этой базой, мы можем сейчас активно заняться проектами, непосредственно ориентированными на край, на усиление его экономического потенциала и повышение качества жизни населения.

Нам нужно не просто наращивать показатели, а получить качественный рост экономики. Это означает - на основе имеющихся природных ресурсов, кадрового и хозяйственного потенциала развивать новые отрасли и производства, повышать глубину переработки сырья. Мы ставим задачу уйти от монозависимости краевой экономики от цветной металлургии, а доходов краевого бюджета - от конъюнктуры цен на цветные металлы.

То есть, нам предстоит в крае сделать то, о чем говорит Президент страны Владимир Владимирович Путин, - перейти "от простой эксплуатации природных ресурсов к их глубокой переработке и на этой основе развивать инновационную экономику". Остановлюсь только на четырех очень перспективных направлениях, отдача по которым может быть получена уже в ближайшие годы.

Первое. Нефтегазовый комплекс, использующий месторождения Ванкора и Юрубчено-Тахомской зоны в Южной Эвенкии. Он будет включать как переработку углеводородного сырья в крае, так и его экспорт с выходом на строящуюся Восточно-Сибирскую трубопроводную систему от Тайшета до Тихого океана. Фактически через несколько лет в крае появится новая отрасль. Широкомасштабное освоение месторождений нефти и газа только начинается. Поэтому у нас есть возможность получить максимальную выгоду, повернув спрос нефтегазового сектора на товары, услуги и кадры в сторону предприятий и организаций края.

Второе. Лесная промышленность. Пора заканчивать с грабительским вывозом из края необработанного "кругляка". Уже началась подготовка к строительству 2 целлюлозных заводов мощностью по 700 и 900 тысяч тонн в год в Богучанском и Енисейском районах. Строится завод по производству фанеры в Сосновоборске - один из крупнейших в мире.

Третье. Высокие технологии. Край обладает уникальным научно-техническим потенциалом. Длительное время он не был востребован, но сейчас при поддержке федерального Правительства ситуация начала выправляться. К 2009 году планируется в 4 раза увеличить производство космических аппаратов, в том числе по развертыванию глобальной спутниковой системы ГЛОНАСС. Об этом шла речь в ходе недавней поездки в край вице-премьера Правительства России, министра обороны Сергея Иванова. Принято решение о формировании на базе НПО имени Решетнева в Железногорске крупнейшего в стране холдинга, который займется разработкой, модернизацией и производством космических информационных комплексов и космических аппаратов. Там же в Железногорске в этом году начнется промышленное производство поликристаллического кремния. Без этого продукта невозможно само существование отечественной электронной промышленности. В течение трех лет общий объем производства кремния на горно-химическом комбинате увеличится в 100 раз, до двух тысяч тонн.

Четвертое. Транспорт. Прорабатывается проект ответвления железной дороги Абакан - Тайшет на Туву через юг Красноярского края. Мы будем добиваться, чтобы при проведении трассы максимальным образом учитывались хозяйственные интересы южных районов края. Это - и освоение новых месторождений, и стимулирование аграрного производства. Железнодорожная магистраль откроет для него новые перспективы. Возрастут объемы вывоза продукции в центральные и северные районы края. Рассчитываем, что это поможет производителям сельхозпродукции южных районов и увеличит инвестиционную привлекательность этой территории для аграрного бизнеса.

Уважаемые коллеги! Я много езжу по краю, встречаюсь с людьми, прекрасно знаю о проблемах и настроениях. Поэтому готов к вопросу, который часто приходится слышать: "Вот Вы, Александр Геннадиевич, все рассказываете о Ванкоре, да о Нижнем Приангарье, а когда же мы почувствуем реальные перемены в повседневной жизни здесь, у нас?" В одном вопросе, по сути, заключены два. Первый - о крупных инвестпроектах. За них я боролся и буду контролировать в первую очередь. Потому что это - "мотор" краевой экономики, который "вытянет" все остальное. Это основа основ, без которой все обязательства и обещания останутся пустым звуком.

Второй вопрос: когда тот импульс, который придают инвестпроекты экономике, отразится на уровне и качестве жизни? Когда знакомишься с презентациями новых индустриальных проектов на территории края - возникает чувство гордости - и по масштабам, и по технологиям - это действительно проекты 21 века. Тем более стыдно становиться за нашу "социалку", за те условия, в которых живут люди во многих селах, поселках и городах края. Поэтому в минувшем году мы поставили новую стратегическую цель для единого края - повысить уровень и качество жизни населения.

Еще несколько лет назад, мы даже не могли задуматься об этом. Но благодаря тому, что было сделано в крае за эти годы, такие возможности появились. Образно говоря, мы начинаем инвестировать в человека. Это означает решение жизненных проблем, знакомых каждому - рождение и воспитание детей, сохранение здоровья, качественное и доступное образование, получение профессии и работы, новое жилье, досуг. Это - рост объемов государственных и частных средств, вкладываемых в объекты социальной инфраструктуры - детские сады, школы, училища, ВУЗы, больницы, жилищное строительство.

Первый шаг на этом пути - участие Красноярского края в реализации национальных проектов, а также приоритетов, которые были сформулированы в послании Президента страны. Президент процитировал слова известного писателя А.Солженицына о "сбережении народа" как об одной из важнейших проблем страны. В Сибири с ее огромными пространствами и малой населенностью особенно остро понимаешь правоту и важность этих слов для нашего будущего. Это как раз и означает - инвестировать в человека, в наших детей и внуков. Без россиян не будет и России.

В приоритетных национальных проектах имеет значение каждое направление, но я хочу особо выделить Сибирский национальный университет и систему здравоохранения.

В чем значение Сибирского университета? Без подготовленных кадров, владеющих самыми передовыми технологиями, все амбициозные планы "второй индустриализации" Сибири останутся на бумаге или будут осуществлены иностранцами со всеми вытекающими отсюда последствиями для национальных интересов страны. Сибирский университет даст нашей молодежи уникальный шанс реализовать свои возможности и состояться в жизни. Университет увеличит культурный и интеллектуальный потенциал Красноярского края и подтвердит его ведущую роль среди сибирских регионов.

Вы знаете, что вокруг создания Сибирского университета долгое время велись дискуссии. Поэтому для нас очень важна была поддержка, оказанная нам на самом высоком уровне. Мы обсуждали эти вопросы с вице-премьером Медведевым, курирующим Национальные проекты. Наши оценки полностью совпали. Сибирскому национальному университету в Красноярске быть, и в сентябре 2007 года он примет первых первокурсников. На развитие университета до 2010 года будет выделено 10 млрд. 350 млн. рублей. Это не считая ежегодного финансирования в размере 1,5 млрд. рублей. Для сравнения: сегодня совокупный бюджет всех четырех объединяющихся вузов составляет 1,3 млрд. рублей.

Мы создали университет, но надо смотреть дальше. Кто и на каких условиях будет учиться в университете? Моя принципиальная позиция: во-первых, образование должно быть бесплатным. Во-вторых, возможность учиться в университете должна быть не только у молодежи из Красноярска, но и других городов и районов края. Нам надо серьезно изучить отечественный и зарубежный опыт - как в условиях рыночной экономики сохранить доступность высшего образования.

Приглашаю все заинтересованные стороны к обсуждению этого вопроса. Думаю, что главы муниципальных образований также могут сказать свое веское слово: речь ведь идет о том, как помочь нашей молодежи найти свою дорогу в жизни.

В-третьих, развитие Сибирского университета и всей системы высшей школы должно усилить кадровый потенциал Красноярского края. Перечень специальностей должен содержать профессии, востребованные не только сегодня, но и в ближайшей перспективе.

Выпускники краевых ВУЗов - это не только будущие строители, инженеры, учителя, врачи. Это - резерв для большой науки, которая также будет востребована в интересах единого края и всей Сибири. Прогнозы показывают, что по мере реализации инвестпроектов объем исследовательских и научно-прикладных работ будет стремительно расти. И не только в индустриальном секторе. Это касается сельского хозяйства, коммуникаций, социальной сферы, культуры. Об этом надо думать уже сейчас. Иначе мы полностью растеряем конкурентные преимущества в научных исследованиях.

До конца года нам необходимо подготовить программу развития красноярской науки на пятилетнюю перспективу с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития края. Эта программа должна связывать в единую цепочку Сибирский национальный университет и другие ВУЗы, научно-исследовательские институты и центры, венчурные фирмы и фонды, государственные и частные компании, работающие или желающие работать в крае. Только так - объединив образование, науку и производство, - можно достичь инновационного прорыва в экономике.

Департаменту образования совместно с главами муниципальных образований нужно разработать гибкую систему переподготовки кадров, учитывающую потребности инвестиционных проектов и перспективы появления на территории края новых центров деловой активности. Чтобы жители районов, где нет хорошо оплачиваемой работы, могли, пройдя соответствующую переподготовку, устроиться на работу в тех местах, где она есть.

Еще одно направление среди приоритетных национальных проектов, которое контролирую особо - здравоохранение. Во-первых, здоровье касается всех. Это, наверное, самое ценное для любого жителя края - от мала до велика. Во-вторых, мы можем добиться качественного прорыва по нескольким направлениям, которые считаю особо социально значимыми. Прежде всего, это восстановление во всех муниципальных образованиях системы доступной и квалифицированной первичной медицинской помощи населению.

В районах края эта система была в 1990-х годах фактически разрушена. В результате мы докатились до того, что жители многих населенных пунктов лишились даже самой возможности своевременно обратиться к медикам. И это касается не только деревень и поселков. Даже в таких городах как Ачинск и Канск некомплект участковых врачей еще недавно составлял 40 - 50 процентов.

Сейчас поставлена жесткая задача - в кратчайшие сроки восстановить по всему краю сеть ФАПов, увеличить количество участковых врачей, укрепить службу скорой помощи. Впервые после многолетнего перерыва возобновляется строительство новых центральных районных больниц - в Большой Мурте, в Богучанах, в Иланском и Енисейском районах.

На глав городов, районов и органы МСУ ложится большая ответственность за реализацию проекта. В первую очередь это касается закрепления медицинских кадров, обеспечения их жильем. Необходимо провести лицензирование местных медицинских учреждений, предоставить им соответствующие помещения для эксплуатации современного оборудования, которое приходит в край в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье".

Согласен, что сложившаяся система управления и бюджетирования здравоохранения несовершенна. Но пока она существует, эти вопросы находятся в сфере ответственности глав местного самоуправления. Своевременная медицинская помощь должна быть доступной для любого жителя края. Это моя твердая позиция.

Восстановление и укрепление медицинских учреждений на местах поможет нам решить еще одну задачу - осуществить всеобщую диспансеризации детей и работающего населения с гарантированным оказанием квалифицированной помощи при выявлении тяжелых заболеваний.

Серьезных сдвигов мы можем добиться в оказании высокотехнологичной медицинской помощи. Связываю их со строительством Кардиоцентра в Красноярске. Заболевания сердца - главная причина смертности в крае. С вводом Кардиоцентра в строй в 2008 году, мы закроем все наши потребности в операциях на сердце. Объективно эти операции недешевы. Но мы намерены довести количество бесплатных для пациентов операций с 20 до 80 процентов. То есть в четыре раза больше, чем сегодня.

Уважаемые коллеги! В рамках подготовки первого бюджета объединенного Красноярского края мы сделали следующий шаг в стратегии инвестиций в человека: дополнили Президентские национальные проекты краевыми социальными приоритетами. С легкой руки журналистов они получили название: программа "Четырех "Д" - Дом, Деревня, Демография, Дети. В 2007 году на реализацию этих краевых социальных приоритетов будет выделено более 2,5 млрд. рублей, а всего за три года - свыше 11 млрд. рублей. Эта программа не подменяет Приоритетные национальные проекты, а развивает их с учетом краевой специфики. Каждая из программ - это комплекс взаимосвязанных задач, которые нам предстоит решить.

"Дом" - не только ввод новых квадратных метров. Это - развитие строительной индустрии, возобновление строительства социального жилья, программа жилищного кредитования для бюджетников, молодых семей.

"Деревня" - не только стимулирование производства в личных подсобных хозяйствах. Это - изменение условий труда и быта, закрепление людей на селе и сохранение самого сельского уклада жизни.

"Демография" - не только повышение рождаемости и сокращение смертности. Это - пропаганда семейных ценностей, защита материнства и детства.

"Дети" - не только здоровье и воспитание подрастающего поколения. Это - досуг, массовый детский и юношеский спорт, профессиональная ориентация, образование и трудоустройство молодежи.

Мы исходим из того, что программа "Четырех "Д" станет ядром социальной политики в едином Красноярском крае. По мере развития и роста наших возможностей эта политика будет дополняться новыми приоритетами и направлениями работы.

Одно направление уже появилось в ходе работы над бюджетом 2007 года. Это - культура. Только что принята краевая программа "Культура Красноярья", которая вместе с другими финансируемыми из краевого бюджета проектами, предусматривает сохранение исторического наследия, поддержку клубов, библиотек, театров и музеев, талантливых коллективов и авторов. Эта программа только стартовала и выглядит пока довольно скромно, но мы четко обозначаем культуру в качестве одного из приоритетов социальной политики в едином крае.

Хочу коснуться еще одной темы, имеющей прямое отношение к качеству жизни. Это - экология. В обществе есть обеспокоенность экологическими последствиями освоения Нижнего Приангарья. Я понимаю эту озабоченность, но в то же время не разделяю крайностей в подходе к этой проблеме. Остановить разработку природных ресурсов - значит, остановить социально-экономическое развитие Красноярского края. Строительство любого крупного промышленного, тем более гидротехнического объекта, не может исключать влияния на природную среду. Задача в том, чтобы свести экологические риски к минимуму, а там, где они действительно неизбежны - компенсировать ущерб. Эти решения необходимо принимать на основе заключений специалистов, привлекая авторитетных в своей области экспертов.

Администрация края объявила конкурс на проведение комплексной оценки воздействия на окружающую среду не только строительства Богучанской ГЭС, но и всех инвестиционных проектов Нижнего Приангарья. При этом ставится задача учесть как ближайшие, так и отдаленные последствия хозяйственной деятельности в регионе. Я привел пример Богучанской ГЭС, потому что она находится в центре общественного внимания. Но есть и другие проблемы, волнующие жителей края.

Сегодня в реки сбрасывается сточных вод вдвое больше, чем мощности очистных сооружений. Количество промышленных и бытовых отходов ежегодно увеличивается на 20 процентов. При этом даже в крупных промышленных центрах отсутствуют современные полигоны по их утилизации.

Поручаю профильным департаментам администрации края совместно с главами городов и районов подготовить предложения по подготовке краевой программы по очистке стоков и утилизации отходов.

Для сохранения природного наследия и определения стратегии комплексного природопользования в крае создана Независимая общественная экологическая палата во главе с ректором Сибирского федерального университета, академиком Евгением Вагановым. В нее вошли эксперты в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе специалисты по экологии северных территорий. Рассчитываю на ее тесное сотрудничество с краевой администрацией, местными органами власти. Отделения экологической палаты надо открыть в каждом городе и районе. Любой житель края должен иметь возможность получить квалифицированное заключение экологов, если у него существует беспокойство относительно благополучия своего района или улицы.

Уважаемые коллеги! Для работы в 2007 году по приоритетным национальным проектам и программе "Четырех "Д" созданы все необходимые условия - правовые, организационные, финансовые. Принят бюджет края и специальные законы по каждой из программ. Хочу поблагодарить депутатов, глав МСУ, представителей общественности за активное взаимодействие с профильными подразделениями администрации.

Главное теперь - выполнить намеченное. Пока преждевременно подводить итоги. Хотя некоторые позитивные подвижки уже есть.

Впервые за 10 лет мы зафиксировали в 2006 году снижение смертности. Значение этого факта для края, наверное, не менее важно, чем стомиллиардные инвестиции. Строительный комплекс завершил год с показателем ввода свыше 1 миллиона квадратных метров жилья по общей площади. За год выдано почти 1900 ипотечных жилищных кредитов на сумму свыше 1.3 млрд. рублей. Это в десять с лишним раз превышает уровень 2005 года.

С первого февраля начаты выплаты родителям детей от полутора до трех лет, которым пока не может быть предоставлено место в детских садах. Это - масштабная мера, затрагивающая десятки тысяч семей. По тому, как она будет выполняться, станут судить о нашей дееспособности и по другим проектам. Средства выделены, но есть опасность бюрократических проволочек и неразберихи на первом этапе. Прошу Департамент финансов и Департамент социальной защиты, а также глав муниципальных образований взять выплаты под особый контроль.

Итоговые результаты будем считать, как говорится "по осени". Но чтобы было, что считать, нам надо идти по нарастающей с первого квартала. Времени на раскачку у нас нет. В марте предполагаю провести специальное заседание Совета по реализации национальных проектов и краевых социальных приоритетов. На этом заседании мы обсудим предварительные итоги с персональными отчетами профильных Департаментов, а также глав МСУ. В дальнейшем намерен проводить такие совещания регулярно.

Предупреждаю заранее: буду пресекать всякую бюрократическую штурмовщину, когда работа ведется только для того, чтобы отчитаться. Бодрые рапорты о написанных документах или об освоенных средствах не нужны ни губернатору, ни населению. Нас интересует конечный результат, а не имитация руководящей активности.

Второе, о чем хочу предупредить. Особое внимание буду обращать на качество выполнения взятых обязательств. Очень хорошо, что строительные организации края ввели в прошлом году свыше одного миллиона квадратных метров. Однако одних количественных показателей мало. Жителям края небезразлично: где и какое по качеству жилье будет строиться, по какой цене продаваться. А вот здесь показатели пока далеки от благополучия.

Сразу хочу сказать: новых "хрущевок" и "гостинок" в крае быть не должно. Необходимо отбирать достаточно качественные и комфортные проекты. Снижать стоимость следует за счет уменьшения инфраструктурных издержек и применения новых строительных технологий и материалов.

Три четверти нового жилищного строительства пришлись в 2006 году на город Красноярск. Между тем, пропорция краевого центра и районов должна быть 40 на 60. Но не за счет снижения объемов строительства в Красноярске, а за счет опережающего роста строительства жилья в городах и районах края.

Высокой остается цена квартир на первичном рынке. Предполагается, что стоимость в поселках малоэтажного строительства и в домах социального жилья будет ощутимо ниже. И это должно быть обеспечено на деле, а не только на бумаге.

Озабоченность вызывает положение дел по программе "Деревня". Создается впечатление, что департамент сельского хозяйства сосредоточился исключительно на работе с крупными передовыми хозяйствами нескольких районов. Да, они дают основной объем сельхозпродукции и в этом тяжелом по природным условиям году фактически спасли урожай. Они и дальше останутся опорой красноярского аграрного комплекса и краевая власть, конечно, должна их поддерживать.

Но нельзя забывать и о двустах семидесяти тысячах мелких личных подсобных хозяйств. Для десятков сел и деревень это - единственное, что кормит и держит на земле местное население. Смысл программы состоит в развитии кооперативного движения как средства поддержки таких хозяйств. Мы рассчитываем, что возникновение потребительских, кредитных, сбытовых кооперативов повлечет за собой создание малых предприятий по переработке и сбыту сельхозпродукции, привлечет на эту площадку бизнес.

Создание кооперативов может повысить уровень доходов селян от реализации сельхозпродукции не менее чем на четверть за счет своевременной и качественной переработки. Обеспечить при этом дополнительно свыше тысячи рабочих мест.

Кооперативы могли бы софинансировать строительство жилья для работников и специалистов, нужных селу. Для закрепления кадров мы готовы направить значительные бюджетные средства на строительство и приобретение домов на селе. По нашей оценке до 2009 года с помощью этих средств новое жилье смогут построить не менее, чем две тысячи триста семей.

Однако руководители агрокомплекса явно сбавили темп. В 2007 году планируется создать лишь 35 кооперативов. При таких в кавычках "масштабах" никакого существенного эффекта мы не добьемся.

Очень сомневаюсь, что все проблемы якобы связаны с отсутствием заинтересованности самих селян. Люди просто не знают о тех возможностях, которые открывают принятые нами программы поддержки села. Надо более активно проводить разъяснительную работу в сельских поселениях, создавать консультационные пункты, устранять бюрократические препятствия.

Думаю, не всем здесь присутствующим известно, что деревенскому жителю или кооперативу, для того, чтобы получить краевую бюджетную гарантию, необходимо представить 22 справки. При таком ведении дел действительно пропадет всякий интерес.

Департамент сельского хозяйства, главы сельских и районных администрацией должны настойчиво ставить эти вопросы и добиваться решения. Кстати, почему бы главам сельских поселений самим не стать членами кооперативов. Думаю, это пошло бы на пользу делу.

Уважаемые руководители муниципальных образований! Заявленные приоритеты социальной политики требуют активной работы от органов местного самоуправления. Вам лучше всех известны заботы и нужды жителей края. Вам и развивать ту социальную среду, в которой вы живете - ваш город, район, поселок, деревню, улицу.

Надеяться, что кто-то другой будет делать все это - заблуждение. Самое большее, на что при этом можно рассчитывать - две-три "показушные" акции. Поэтому, как и во всем мире, повседневными нуждами территорий должны заниматься местные органы власти.

Эта идеология лежит в основе нашего подхода к практической реализации социальных программ. Их финансирование будет осуществляться в форме субсидий и субвенций местным органам власти.

Только в рамках программ "Четырех Д" мы планируем в течение трех лет "передать" на местный уровень несколько миллиардов рублей. Впервые в новейшей истории края. Мы сознательно идем на децентрализацию финансов, возвращаем деньги на места. Чтобы там они использовались наиболее эффективно, с учетом местных условий и потребностей населения.

Такая децентрализация требует взаимного доверия, ответственности и теснейшего взаимодействия представителей двух уровней власти - краевого и муниципального.

Готовы ли к этому органы местного самоуправления? Пока надо признать, что такая готовность наблюдается не везде. В Красноярске, например, городские власти приняли свою программу "Дети". Она скоординированную с краевой. Я знаю от Петра Ивановича, что уже есть первые результаты - и по детским садам, и по спортивным площадкам, и по здоровью детей. Но есть города и районы, - их, к сожалению, немало - по привычке ждущие указаний "сверху". Им надо срочно включаться в работу.

Обращаюсь к главам местного самоуправления: отбирать территории и объекты будем по конкурсу, оценивая ваши заявки. Первые такие конкурсы уже идут.

Иждивенчески - уравнительного принципа "всем и поровну" не будет. Говорю об этом откровенно. Мы будем предоставлять средства в первую очередь тем территориям, где знают, как ими распорядиться с максимальной отдачей. Где качественно и в срок выполнены все подготовительные работы, оформлена необходимая документация. Где рассчитывают, помимо непосредственного результата, стимулировать дальнейшее развитие социальной сферы на территории.

Мы готовы поддерживать инициативных и неравнодушных руководителей. Есть очевидные вещи, которые можно сделать быстро и без больших затрат - было бы только желание и настойчивость. Возьмите, например, безопасность. Простенькая, казалось бы мера - освещение улиц, дворов и подъездов. Но даже она, как показывает опыт других регионов, способна снизить уличную преступность.

Практически все главы местного самоуправления еще в прошлом году подписали с ГУВД по Красноярскому краю соглашения о взаимодействии по обеспечению общественной безопасности. Я собираюсь заслушать руководителей, как они выполняются.

Краевая администрация готова со своей стороны по итогам 2007 года провести конкурс на самый безопасный город, район, поселок. Победитель получит грант на развитие территории. Критерием могло бы стать снижение числа преступлений в общественных местах и на улицах, а также пострадавших в ходе дорожно-транспортных происшествий.

Поручаю разработать положение о конкурсе и предусмотреть соответствующее финансирование в бюджете 2008 года.

Уважаемые руководители муниципальных образований! Считаю, что в рамках общей стратегии единого края каждая территория должна иметь свою перспективу. Во-первых, это - использование тех возможностей, которые возникают в связи с реализацией масштабных инвестпроектов. Появление новых промышленных гигантов означает развитие коммуникаций, спрос на рабочую силу, появление смежных производств, приток населения и формирование сопутствующей социальной инфраструктуры. Все эти факторы могут и должны быть использованы местной властью в интересах территории. Во-вторых, это - участие муниципальных образований в реализации приоритетных национальных проектов и краевых социальных программ. В-третьих, это - развитие малого и среднего бизнеса. Уверен, что здесь муниципальным властям принадлежит ведущая роль, учитывая те полномочия, которые у них есть.

Остановлюсь только на одном актуальном моменте. Вы знаете, что по закону объекты муниципальной недвижимой собственности в обязательном порядке должны быть приватизированы. Многие из этих объектов сданы в аренду мелким и средним предпринимателям. Если к ним нет претензий, если они действительно эффективно работают, закрывают потребности территории в товарах или услугах, то считаю правильным установить для таких предпринимателей право преимущественной, льготной приватизации или долгосрочной аренды площадей, которые они занимают.

Уважаемые коллеги! Понимаю, что для многих руководителей МСУ разработка локальных стратегий - дело новое и сложное. Не хватает кадров, опыта, необходимой квалификации, а то и просто желания. Но мы не можем идти по другому пути. Иначе по-прежнему на территории края у нас будут отдельные "маяки" - предприятия с технологиями 21 века - на фоне запущенных городов и поселков. Поэтому поручаю Совету по стратегическому развитию Красноярского края, департаменту планирования и экономического развития, территориальному управлению Совета администрации края взять это направление под особый контроль. Профильные замы специально выступят сегодня перед вами, чтобы обсудить планы совместной работы по реализации приоритетных национальных проектов и краевых социальных приоритетов на 2007 год.

Считаю, что нам необходимо откорректировать действующую программу социально-экономического развития Красноярского края. В основном она построена по отраслевому принципу. Ее надо дополнить программой пространственного социально-экономического развития. Это означает спланировать действия по обновлению экономики и социальной сферы отдельных районов и городов. Синхронизировать эти действия с федеральными и краевыми инвестиционными и социальными проектами. Оценить потенциал каждой территории и предложить пути его использования.

Рассчитываю на самое активное участие в этой работе глав МСУ, депутатов, наших ученых, представителей политических партий, общественности.

Обращаю Ваше внимание: комплексная территориальная социально-экономическая стратегия, включающая программы развития городов и районов, до конца этого года должна быть представлена на утверждение депутатов первого созыва Законодательного собрания единого Красноярского края.

Целью нашей политики должно стать:

увеличение числа благополучных городов и поселков,
сокращение разрыва в уровне и качестве жизни населения,
наполнение местных бюджетов.
На последнем вопросе хочу остановиться особо. Очевидно, что органы местного самоуправления должны иметь серьезные стимулы для увеличения собственной налогооблагаемой базы. В соответствии с законом края "О межбюджетных отношениях" в крае в течение 3 последних лет установлены единые для всех территорий нормативы налоговых отчислений и единая методика распределения дотаций. За счет неизменных нормативов налоговых отчислений все налоги с дополнительно сформированной налоговой базы остаются в местном бюджете. В результате за три года местные доходы удвоились.

Но эти преимущества получили в основном сравнительно благополучные территории. Большинству же районов края пока не удалось сформировать эффективную бюджетную сеть и налоговую базу. Им не хватает не только собственных средств, но и краевых дотаций. В результате край вынужден предоставлять им дополнительную помощь на сбалансированность бюджетов.

Существующая практика не поощряет активность местных властей по расширению налогооблагаемой базы. Действительно, какой смысл суетиться, если ровно на эту же сумму тебе завтра срежут дополнительное финансирование.

Поэтому я дал поручение департаменту финансов и управлению государственного строительства разработать механизм, повышающий заинтересованность органов МСУ в наращивании местных доходов.

Считаю, что для территорий, которые получают дотацию на сбалансированность бюджетов - таких у нас 36 - надо установить следующий порядок. Если в результате деятельности местной власти происходит увеличение собственных доходов территории, то часть полученной прибавки обязательно остается в местном бюджете.

По такой же схеме районы должны действовать в отношении сельских поселений. Нам нельзя забывать, что район - это понятие обобщенное, а люди живут в конкретных населенных пунктах, у которых тоже должны быть свои источники развития.

Поселенческий уровень власти наиболее приближен к людям. В конечном итоге, благополучие сильного края складывается из небольших событий и перемен. Они могут быть не очень заметны в сравнении с достижениями крупных городов или краевого центра, но очень важны для простых людей, живущих в глубинке.

Власть - это такой институт, который люди воспринимают целиком - без разделения на региональную и местную, районную и поселковую. Она как часы - никто всерьез не задумывается об отдельных деталях, но стоит выйти из строя малейшему элементу, как может замереть весь механизм.

Поэтому очень важно, чтобы поселения имели необходимые финансовые инструменты для выполнения своих полномочий. Предлагаю департаменту финансов и главам районов взять под особый контроль состояние межбюджетных отношений на муниципальном уровне и выполнение по отношению к поселениям всех норм, установленных по Бюджетному кодексу.

Уважаемые коллеги! Экономические и социальные цели, которые мы намечаем, могут быть достигнуты только при условии постоянного диалога власти и общества. Мы много говорим о том, чего ждут люди от власти, но правомерна и обратная постановка вопроса: что ожидает власть от общества? Чем оно может помочь власти в осуществлении ее функций?

Призываю политические и общественные силы активно включиться в разработку и реализацию стратегии развития единого Красноярского края.

Я принял решение расширить состав Совета по реализации национальных проектов при губернаторе края за счет представителей политических партий и общественных организаций.

Поддерживаю также предложение о создании в будущем Законодательном собрании межфракционных депутатских групп или комиссий по контролю за ходом реализации приоритетных национальных проектов и краевых социальных приоритетов, а также по инфраструктурному и пространственному развитию края.

Уверен, что стратегия развития единого края должна стать центром обсуждения в развернувшейся сейчас предвыборной кампании.

Это - действительно та тема, которая затрагивает всех. Тема, которая формирует отношение жителей края к политикам, их делам и обещаниям. Тема, которая объединяет, а не разводит людей по разные стороны баррикад.

В интересах нашего единого края, чтобы в ходе избирательной кампании сформировался своего рода общественный наказ кандидатам в депутаты. Наказ на созидание, на сотрудничество, на конструктивную работу.

От того, каким будет новый депутатский корпус, как будут строиться отношения исполнительной и законодательной власти, краевого и муниципального уровня управления зависит наше движение вперед.

Конечно, все эти вопросы для меня небезразличны. И как для человека, связавшего свою судьбу с Красноярским краем, и как для руководителя.

В соответствии с законом, после выборов в Заксобрание состоится назначение первого губернатора объединенного Красноярского края. Если говорить о моих личных планах, то я настроен продолжить свою работу в едином крае.

Считаю такую позицию для себя единственно правильной. Надо выполнить свои обязательства перед людьми, осуществить те проекты, которые начаты за последние четыре года.

Красноярский край сейчас на подъеме. Нам есть к чему стремиться, ради чего работать. От нашей с вами воли, профессионализма и ответственности зависит будущее! Будущее края, в котором нам жить!


www.krskstate.ru/page.aspx?pageid=13569&article=29147
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован